14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемные места в саду методы и решения

Домик в саду

Жизнь в гармонии с природой

Верхнее

Проблемные места в саду. Методы и решения

На многих садовых участках образуются «мертвые зоны», проблемные уголки, которые не вписываются в общую картину сада по тем или иным причинам. Это может быть узкий проход между стеной дома и забором, заброшенный угол за гаражом или зона подключения коммуникаций. Как облагородить такое неприглядное место и гармонично увязать его с общим дизайном сада?

Вполне вероятно, что для вашего сада эта проблема не актуальна. В тупичке за сараем у вас растет сирень или плетется жимолость, кривой забор увит девичьим виноградом, а узкая дорожка выложена цветной мозаикой. Но большинство садоводов и дачников признают, что мертвые зоны есть, они портят вид и очень трудно превратить их в естественную часть ландшафта.

Почему появляются «мертвые зоны»

Стены построек, глухие заборы всегда являются разделителями пространства. Сами по себе они не всегда красивы и привлекательны, а если отсекают какой-то участок от общей территории с двух или более сторон, то это уже проблемное место. Оно может стать уютным уголком или мертвой зоной, никак не используемой и со временем превращающейся в склад старого хлама.

Есть проблемные зоны, ничем и никак не ограниченные. Основная беда – там ничего не растет. Причин этому несколько:

  • Зона расположена в густой тени и в течение всего дня там не бывает солнечного света.
  • Солнцепек и слишком сухо, все выгорает.
  • Самое низкое место участка и здесь всегда застаивается вода.
  • Почва непригодная для выращивания растений – щебень, каменистый выступ, плотная глина.
  • Подземные коммуникации проложены близко к поверхности, есть выходы канализационных люков или скважина для закачивания воды.
  • Техническая зона – проезд для очистки септика, например.

Недостаточное солнечное освещение

Тень — это не полная темнота. Густая тень бывает с северной стороны дома, а также под густыми сомкнувшимися кронами кустарников или деревьев. Солнце сюда не заглядывает, даже сорняки растут плохо. Особенно безнадежно выглядят зоны под кронами хвойных деревьев, потому что такие деревья забирают очень много воды из почвы, а их опавшая хвоя подкисляет почву. Чтобы почва не закислялась, подстилку регулярно убирают, в почву добавляют известь, древесную золу.

В глубокой тени лучше всего растут папоротники. Компанию им составит копытень европейский, но кислых почв он не любит. В тени хорошо растут хосты, купены, брунеры, лилейники, тиарелла, живучка. Впрочем, даже эти теневыносливые виды без солнечного света практически не цветут. Оживить картину помогут горшечные растения. Пеларгония зональная, бальзамин уоллера прекрасно цветут даже в затененном месте. Любые растения, долго сохраняющие цветки, можно вырастить в горшках и перенести в тенистый сад после начала цветения. Размещать их лучше всего группами, создавая яркие пятна среди зелени.

Солнцепек и сухость почвы

Обыкновенный капельный полив на 99% избавляет от проблемы. Так выращивают пальмы в раскаленной пустыне, то почему бы не применить метод в саду! Если есть возможность подвести воду, конечно. А при ее отсутствии спасают ситуацию засухоустойчивые растения и мульчирование почвы.

Декоративные злаки (овсяница сизая, двукисточник) хорошо себя чувствуют в сухих местах. Лаванда и эхинацея украсят самые солнечные участки. Многие декоративные кустарники (кизильник, можжевельник, например) легко выдерживают засуху и служат затенением низкорослым цветам.

Для защиты корней применяйте мульчирование. Мульча сохраняет влагу в почве вокруг корней растений, где она нужнее всего.

Застой воды

Бороться з застоем воды в низких местах участка приходится довольно часто. Навсегда избавиться от проблемы трудно, решается эта задача только путем построения дренажной системы. Но если воду выводить некуда, то можно сделать прудик или декоративное болотце.

Весной водоем будет наполняться талой водой, в дождливую пору — естественным образом собирать воду со всего участка, а в засуху уровень воды придется поддерживать искусственно, чтобы сохранить влаголюбивые растения.

Влажные места любят болотные ирисы, незабудки, вербейники, купальницы, примулы, калужницы, мята, ландыши.

Непригодная для земледелия почва

После завершения строительства всегда остаются участки, на которых не растут даже сорняки. Песок или бетон — не самая большая проблема. На землю иногда проливаются кислоты и растворители, машинное масло и средства для обработки поверхностей. Со временем дождевая вода вымывает загрязнения, но это будет не скоро. В таких местах грунт лучше выбрать до глубины не меньше чем полметра и засыпать в яму плодородную почву.

В гористой местности на участке могут быть выходы породы, большие валуны, каменистые осыпи. Бороться с этими особенностями рельефа трудно, да и не нужно. Иногда проще очистить камни от почвенных наносов и устроить рокарий, декорировать склон вьющимися и стелющимися растениями.

Выступающие камни можно замаскировать под насыпные высокие клумбы. Действовать лучше по принципу: если это нельзя сделать незаметным, то пусть оно станет центром композиции. Динамику привносят островки растительности в виде клумб с высокими бортами (в том числе двухъярусных), опорные стены служат скамейками, на которые можно присесть.

Щебнистые осыпи, каменистые бесплодные склоны – проблемные места для ландшафтного дизайнера. Подпорные стенки из камней и террасы помогут решить эту задачу.

Технические зоны и проезды

На любом участке есть место, где проведены коммуникации или построены технические сооружения. Скважина для воды или септик, дренажная канава или канализационный люк – без этого нельзя обойтись, но украшением сада они не являются. Кроме того, нужно учитывать эксплуатационные потребности и санитарные требования.

Самым распространенным и практичным способом облагородить такие места дизайнеры считают укладку плитки или щебня в сочетании с почвопокровными или горшечными растениями. Твердое покрытие отвечает техническим нормам, а некапризные растения оживляют ландшафт. Разнообразить материалы для обозначения границ, например, следует весьма обдуманно и сдержанно. Чередование материала должно создавать динамику, но не путаницу.

Растения могут быть в кадках, их размещают группами или вдоль дорожек. При необходимости их легко убрать или передвинуть в другое место.

Почвопокровные растения очень часто имеют неглубокую корневую систему, некоторым вполне достаточно слоя почвы глубиной 15-20см, если в ней достаточно влаги. Молодило, камнеломка, живучка хорошо приспосабливаются и вполне способны расти в сухих местах. Их высаживают в промежутках между плитами или в виде зеленых островков. Простые геометрические формы в большинстве случаев выглядят наиболее эффектно: квадраты, прямоугольники, круги или овалы (обособленные, чередующиеся между собой или заползающие друг на друга). Прямые края, проходящие не параллельно, а под углом к границам, привносят больше движения на маленький участок.

То же самое относится к простым геометрическим формам (круговые дуги, прямоугольники, ромбы), которые снаружи «врезаются» в покрытую камнем поверхность земли в виде островков растительности.

Декоративное оформление проходов и патио

Внутренний дворик (патио), который виден из окон дома, но с садом никак не связан, не обязательно вписывать в общий стиль сада. Как действовать в подобной ситуации, зависит главным образом от того, откуда просматривается этот мини-садик и как часто он по-настоящему используется.

Не пытайтесь нагрузить пространство обилием различных элементов, лучше объедините мини-садик одной тематикой. Подчеркните ее немногочисленными, но выразительными элементами. Если дворик вымощен плиткой или природным камнем, то несколько кадок с крупными растениями (это могут быть комнатные пальмы или лимонные деревья) помогут сделать его уютным. Хорошо вписываются в дизайн встроенные клумбы.

Темные проходы выглядят привлекательнее, если их осветлить. Подберите светлый почвенный покров (к примеру, гальку, гранит, песчаник или светлый бетонит), чтобы зрительно расширить пространство. Выкрашенные светлой краской стены подчеркнут это впечатление.

Постоянными достопримечательностями здесь могут служить стенные фонтаны, керамические и каменные объекты, стулья и скамьи или зеркало с подчеркивающей перспективу решеткой, которое зрительно удлиняет сад, вытягивая его вдаль.

Поверхность глухих стен разнообразят шпалеры и лазающие растения. Из-за ограниченности пространства и слабой освещенности при выборе растений основное предпочтение отдается теневыносливым деревянистым, декоративно-лиственным кустарникам и травам.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду

Ольга Козырева
Приемы и методы проблемного обучения в детском саду

Технологии проблемного обучения в детском саду

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения — рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант — создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант — излагать тему педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.

Метод диалогического изложения.

Представляет диалог педагога с коллективом обучающихся. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Форма — поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий.

Это метод, при котором обучающиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения:

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение педагогом фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа педагога, заучивание изложенных педагогом фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения педагогом фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания материала.

Инструктивный метод — педагог инструктирует обучающихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности.

Практический метод предполагает практические и физические умения как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется педагогом, а частично дается обучающимся в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод является сочетанием восприятия объяснений педагога обучающимся с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами обучения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом называется деятельность педагога, которая побуждает активную умственную деятельность детей.

Поисковый метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Читать еще:  Температура в теплице для огурцов

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Детский сад: проблемы и их решения

С некоторых пор я занимаюсь вопросом детских садов. Многие молодые родители надеются на мою помощь и поддержку в решении данного вопроса. Сейчас моя работа в этой сфере сводится к простому принципу – наши дети имеют право на дошкольное образование! И мы, родители, будем бороться за это право всеми доступными законными методами. Право на доступное дошкольное образование гарантировано каждому статьёй 43 Конституции и этим надо пользоваться. Моя работа уже сегодня дает первые плоды: 5 детей устроены в детский сад.

Однако после того как я принял решение об участии в выборах в Тверскую городскую Думу, я взял на себя ответственность не только по защите прав каждого конкретного ребёнка, но и обязанности по решению данного вопроса в комплексе. И речь пойдёт как о физической нехватке мест в детских садах, так и о дошкольном образовании в целом.

Нехватка мест в детских садах.

Самая первая и самая главная проблема, на мой взгляд, — это нехватка мест в детских садах. По разным данным очередников-дошкольников в Твери около 1800 малышей. Уверен, что очередь в детские сады в городе можно устранить за весьма короткие сроки. Чтобы решить этот вопрос, необходимо осуществить мероприятия по эффективному использованию площадей, имеющихся в сфере образования города.

Для того чтобы 1800 малышей в возрасте от 3 до 5 лет пошли в детский сад, необходимо, чтобы в это же самое время из детских садов города такое же количество детей в возрасте шести лет перешли в здания школ. Создание так называемых «нулевых» классов в школах. В результате в детских садах будут обучаться дети в возрасте до шести лет, а шестилетние дети будут находиться в школах. Для реализации данной программы понадобится изъятие некоторого числа классных комнат под нужды детского сада. Часть учеников средних и старших классов должны будут заниматься в свободных помещениях либо, в крайнем случае, во вторую смену.

Если считать, что в городе Твери 70 школ, то 1800 шестилетних детей, переводимых из детских садов в школы, теоретически распределятся по одной группе (25-27 человек) в каждую школу. Разместить одну дошкольную группу в одной отдельно взятой школе — вполне решаемая проблема. В том случае, если начальные классы той или иной школы уже располагаются в зданиях бывших детсадов, то несколько четвертых классов нужно перевести в основное здание школы, а освободившиеся места отдать под детский сад. По некоторым расчетам, строительство детского сада обойдется в сумму не менее 100 миллионов рублей. Соответственно, строительство 10-12 детских садов для всех детей-очередников в городе будет стоить не менее 1 миллиарда рублей и продлится не менее 10-12 лет. О чём это говорит? Такой путь возможен, но это долго и очень дорого. Предлагаемый мной перевод шестилетних детей из детских садов в школы осуществим за сумму в десять раз меньше — за 100-120 миллионов рублей. И самое актуальное — в максимально сжатые сроки. 100-120 миллионов рублей уйдут на ремонт классных помещений, на закупку необходимого оборудования, на переоборудование помещения под специфику детского сада.

Хочу обратить внимание: в советские времена в городе было построено несколько школ со специальными помещениями для дошкольных классов. Сейчас в этих помещениях располагаются что угодно, только не то, что очень нужно. Эти помещения должны быть освобождены, и они должны использоваться именно как дошкольные образовательные помещения.

Подчеркну ещё раз. Нужна полная инвентаризация зданий и помещений образовательного сектора! Должен быть составлен реестр, подписаны и согласованы конкретные графики освобождения различными федеральными структурами помещений детских садов на территории города Твери. Конечно, это меры скорее «пожарного» характера, и строительство новых детских садов бесспорно необходимо! И бюджет Твери при определённых условиях может себе это позволить.

Но здесь можно услышать 2 мнения:
— Строить не надо, так как впереди «демографическая яма», и построенные здания будут пустовать и превращаться в дома-призраки. (наплевательская позиция)
— Надо строить детские сады несмотря ни на что. Сейчас построим, ближайшие 5 лет они будут нужны, ну а потом чего-нибудь придумаем. (недальновидная позиция)

И те, и другие и правы, и неправы одновременно.

Нужен принципиально иной подход! Новые здания не должны быть исключительно детскими садами. Должна быть иная концепция в проектировании, строительстве и эксплуатации этих объектов. Как таковые это должны быть не детские сады, а многофункциональные детские учреждения.
Сегодня малыши ходят в детский сад. Завтра, когда нас «накроет» та самая демографическая яма, и детские сады будут не нужны, дети ходят в это же здание как в детско-юношеский досуговый центр.
Таким образом, мы не только сводим к минимуму проблему нехватки мест в детских садах, но и создаём платформу для решения вопросов детства и юношества вцелом.

Здания и помещения, находящиеся в муниципальной собственности, должны использоваться максимально эффективно. В данном случае при ограниченности ресурсов города, мы можем воспользоваться рыночными механизмами решения данной социальной проблемы.
Коммерческие организации, которые рискнули работать в сфере дошкольного детского образования, это наши союзники. Социально ответственный бизнес – это друг общества. И в данном случае мы должны всячески помогать этим организациям. Я считаю, что неэффективно используемые и пустующие помещения, которые могли бы использоваться для дошкольного образовательного учреждения, должны передаваться таким коммерческим организациям в безвозмездное пользование при условии оплаты расходов на текущее содержание данного помещения.

Не скажу, что частные детские сады смогут очень сильно изменить ситуацию. Но совершенно очевидна необходимость таких учреждений. Думаю, что в первую очередь данные заведения будут пользоваться спросом у семей с достатком выше среднего.

Изучая сферу дошкольного образования, я столкнулся с интересной проблемой. Некоторые родители, получив место в детском саду, практически не пользуются этим своим правом. То есть ребёнок числится в детском саду, место за ним зарезервировано, но фактически ребёнок в детский сад не ходит — сидит с мамой дома. Место в этом случае родители держат «на всякий пожарный». Тогда как другие семьи, для которых это место является жизненно необходимым, ущемлены в этом своём праве.

В данном случае важно соблюсти баланс интересов.
Я считаю необходимым в этом случае рассмотреть возможность создания специальных групп в дошкольных детских образовательных учреждениях. Родители, которые занимаются воспитанием малышей на дому, должны иметь право доверить своё чадо в данную группу на день или на несколько дней подряд.

Конечно, это не панацея и не поможет разрешить вопрос нехватки детских садов, но в некоторых случаях для молодой семьи (а особенно в тех случаях, когда в семье только один родитель), это могло стать хоть какой-то отдушиной, и как-то, хоть иногда разгрузить и помочь фактически одиноким родителям.

Как добраться до детского сада?

Часто я сталкиваюсь с проблемой отдалённости детского сада от места жительства семьи. То есть формально права ребёнка соблюдены и место предоставлено, но добраться до детского садика практически невозможно. Особенно в утреннее время, когда приходится ехать на другой конец города по всем пробкам и в переполненных маршрутках.

Сейчас школьников, далеко живущих от места учёбы, комфортно доставляют в школу на автобусе по специальной программе. Точно так же и дошкольников в сопровождении родителей можно доставлять в детские садики. И это должна быть очень адресная помощь, которая сможет учесть интересы каждой конкретной семьи.

Обеспечение питания в детских садах.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросе питания малышей. Твери необходим комбинат дошкольного и школьного питания и систематизация вопросов питания детей.

Финансовым источником этого проекта могут быть средства бюджета Тверской области, муниципалитета Твери, деньги частных инвесторов.

Несомненно, решение вопроса о строительстве в Твери такого комбината будет иметь положительные последствия. Наличие этого комбината поможет не только решить вопрос питания для детей, но и поможет создать рабочие места. Обращу внимание, что грамотно продуманная служба доставки питания в данном случае является неотъемлемой частью строительства комбината. Это упростит медицинскую стандартизацию вопросов питания для различных категорий детей, что как следствие укрепит их здоровье. Некоторую часть продуктов питания для детей можно закупать на сельскохозяйственных предприятиях Тверской области, что освежит сельское хозяйство нашего региона. Комбинат должен быть оснащен по последнему слову техники, полностью соответствовать всем самым современным технологиям.

Одновременно упростится решение одного из самых важных вопросов питания детей — вопрос контроля приготовления еды. Санитарный и медицинский мониторинг самой продукции, используемой для готовки еды, конечного продукта, а также персонала в данном случае будет производиться в режиме «нон-стоп», а не «от случая к случаю», как это происходит сейчас.

Так же при подготовке рациона питания необходимо привлечение соответствующих специалистов: диетологов, педиатров, — так как питание для юных граждан должно быть не только вкусным, но и максимально полезным.

Поборы.

Отдельная тема — это вопрос поборов в детских садах. Зачастую родители сами «скидываются» на те или иные нужды детского садика для того, чтобы купить, отремонтировать и т.п.

Я бы не расценивал данный факт как однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично меня очень огорчает.

Те «крохи», которые падают в сферу дошкольного образования из нефтегазового бюджета страны, не могут кардинально улучшить ситуацию, однако даже в такой ситуации нужен контроль и эффективное расходование средств. Родительские комитеты, которые обязаны быть при каждом дошкольном образовательном учреждении, должны иметь полный и открытый доступ ко всей бухгалтерии дошкольного образовательного учреждения. Мало того, родительский комитет должен иметь возможность влиять на назначение того или иного заведующего детского дошкольного учреждения.
На мой взгляд, никакая прокуратура, гос. контроль, органы опеки и надзора никогда не будут радеть за детей, как сами родители! Поэтому совершенно очевидно, что родителей нужно как можно активнее привлекать к контролю бюджета и работе детских садов. По сути это и есть те самые механизмы народного контроля, которые помогут нам непосредственно влиять на ситуацию.

Читать еще:  Теплица зимняя обогреваемая проекты

Пути решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях

Новый закон об образовании в РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций – в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).[10]

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования (п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок). При этом формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (абз. 2 п. 13 Порядка).

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности – реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуется образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 13 Порядка).

Также в образовательной организации могут формироваться:[11]

— группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;

— группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таких группах реализуется комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

— семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (абз. 7 п. 13 Порядка).

Минобрнауки России в своем письме от 5 августа 2013 г. № 08-1049 дало рекомендации по организации различных форм присмотра и ухода за детьми. Выделяется четыре такие формы.

1. Самая распространенная – присмотр и уход за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых реализуется образовательная программа. По данным Минобрнауки России, в прошлом году присмотр и уход в такой форме получали 6,2 млн детей в 56,4 тыс. учреждений. Отметим, что министерство рекомендует создавать группы не только общеразвивающей, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.

2. Вторая форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье с получением дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. По состоянию на январь прошлого года в таких группах насчитывалось около 270 тыс. детей дошкольного возраста (примерно 4,6% всех детей, получающих дошкольное образование). Группы кратковременного пребывания также имеют разную направленность. Существуют, например, группы адаптации для детей с шести месяцев до двух лет, в том числе для детей с родителями, группы развития, в которых получение дошкольного образования строится на основе развивающих игр, группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе.

3. Третья форма заключается в привлечении к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 году более 1000 индивидуальных предпринимателей оказывали услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в частности в виде организации семейных клубов, детских центров, домашних детских садов.

4. В последнее время все популярнее становится четвертая форма предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми – семейные дошкольные группы. Они являются структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и создаются, как правило, на дому у воспитателей этих учреждений. В большинстве случаев воспитателями семейных дошкольных групп становятся многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Также воспитателями могут быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей, живущих по соседству. В прошлом году дошкольное образование в семейных группах получали 10,7 тыс. детей (0,2% от общей численности детей, получающих дошкольное образование).

В качестве одного из способов решения проблемы нехватки мест в детских садах представители власти и эксперты называют формирование дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда. К ним относятся, в частности, и указанные выше семейные дошкольные группы. Минобрнауки России в своем письме от 27 сентября 2012 г. № 08-406 дало рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений.

Министерство указывает, что основными преимуществами таких групп являются их небольшая наполняемость (пять-восемь детей) и близость к месту проживания детей. Отмечается также, что получение дошкольного образования в семье позволяет избежать проблем адаптации детей к дошкольному учреждению, предоставляя, в то же время, все условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста. Занятия с детьми проводят не только мамы-воспитатели, но и специалисты дошкольного учреждения, структурным подразделением которого является конкретный семейный детский сад, – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед и др. Кроме того, дети посещают мероприятия в основном здании соответствующей дошкольной организации.

К минусам организации семейных детских садов Минобрнауки России относит сложность оценки созданных в них условий, а также тот факт, что содержание ребенка в семейной дошкольной группе малой наполняемости в настоящее время обходится бюджету дороже, чем его содержание в муниципальном детском саду. Кроме того, отмечается, что необязательность педагогического образования мамы-воспитателя может создать трудности в организации и проведении занятий. Решается эта проблема путем широкого привлечения педагогов-специалистов дошкольных образовательных учреждений. Однако для организации квалифицированной деятельности мам-воспитателей, не имеющих педагогического образования, в условиях семейного детского сада необходимо проводить для них обучение (переподготовку).

25 февраля текущего года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68, которым утвержденСанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (далее СанПиН № 1).[12]

Отметим, что санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций закреплены в СанПиН 2.4.1.3049-13 (далее – СанПиН № 2), действующем с 30 июля 2013 года.[13] Однако в документе прямо указано, что содержащиеся в нем санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах или жилых домах (п. 1.3. СанПиН № 2).

По сути, оба документа имеет своей целью создание благоприятных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому некоторые закрепленные ими требования, в частности к организации питания детей, температурному режиму в помещениях, уровню освещенности, материалам внутренней отделки помещений, размерам детской мебели, практически идентичны. Подчеркнем, однако, что СанПиН № 2 содержит более широкий и конкретный перечень требований к зданиям, помещениям, оборудованию и их содержанию. Также в документе отдельно прописаны требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержатся в нем и требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций. СанПиН № 1 их не содержит по той простой причине, что в силу расположения дошкольных групп в жилых помещениях своих территорий у них может не быть вообще.

Помимо указанных различий, обусловленных, в частности, видом помещений, в которых размещаются дошкольные группы и дошкольные образовательные организации, эти документы содержат также ряд существенных различий, например в видах групп, на которые распространяются установленные правила и нормы, и возрасте принимаемых в них детей.

В СанПиН № 2 указано, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет (п. 1.8.). СанПиН № 1 минимальный возраст принимаемых в дошкольные группы детей неопределяет, а максимальный устанавливает на год больше – восемь лет (п. 1.5.). В то же время, например, в таблице, содержащей суммарные объемы блюд по приемам пищи, указаны показатели для детей в возрасте один-три года и три-восемь лет (п. 3.6.), а вот упоминания о детях младше одного года нет вообще.

Таблица 2.1 — Распространение требований документов на дошкольные группы

Разбор проблемных ситуаций

Проблемная ситуация №1.

Учитель первого класса пришла к психо­логу с жалобой на одного из своих учеников: «Игорь просто издевается и мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

Проблемы и причины ситуации №1:

отсутствие дисциплинированности, социальная неуклюжесть ;повышенная речевая и двигательная активность;вербальная агрессия.

Пути решения проблем и причин ситуации №1(через упражнения, приемы и т.д.):

  • Выявить наиболее сформированные способности, дарования ребенка. Создать ситуацию успеха для ребенка, т.е. дать возможность почувствовать свою успешность. Так как гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Что дает возможность «раскрыться», обрести свое Я, и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники станут замечать происходящие в нем перемены.

Прогноз (результат): Количество окриков и замечаний снизится, что благотворно повлияет на поведение ребенка.

Проблемная ситуация №2.

Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.

Проблемы и причины ситуации №2:

  • повышенная двигательная активность, возбужденность, нарушение сна;
  • отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

Пути решения проблем и причин ситуации №2:

    Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но, прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме.Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!»; зачастую подвергается и физическим наказаниям. Выбрать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов.Использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова; или в школе можно посадить ребенка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.
Читать еще:  Сколько домашней птицы можно выращивать на садовом участке

Прогноз: Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться. Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком. Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка. Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.

Проблемная ситуация №3.

Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз — «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

Проблемы и причины ситуации №3:

  • импульсивность, двигательная расторможенность — отсутствие дисциплинированности;
  • дефицит активного внимания — рассеянное внимание;
  • использование взрослыми в единой стратегии неэффективного подхода к ребенку.

Пути решения проблем и причин ситуации №3:

1. Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

2. Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

3. В подходящей ситуации педагог сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

4. Если потребность ребенка в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее, необходимо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

5. Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

6. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

7. Гиперактивному ребенку будет легче, если занятие разделить на части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев, так как, к сожалению, такой ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени.

8.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет, так как чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

9. В начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности, для того чтобы позволить сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию), так как в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. А таким детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

10. Необходимо договариваться с гиперактивным ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий, так как у них возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

11. На специальном стенде учреждения необходимо отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

12. Использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени или звон колокольчика, для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, использует словесные сигналы. Но через какое время прозвучит сигнал и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее, так как в этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю, и он готов к перемене вида деятельности. Что поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

13. Тренировка навыка следовать инструкции взрослого и соблюдать определенные правила и требования необходимо тренировать у таких детей еще в детском саду, так как с первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки; на каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам, а гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют.

14. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько се­кунд (например, сосчитайте до десяти), что даст возможность лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке, так как гиперактивный ребенок очень импуль­сивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный ха­рактер, может вызвать слишком эмоцио­нальную реакцию взрослого.

15. Для эффективности выполнения нового задания, можно использовать следующий прием: попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

16. Педагог дол­жен четко установить правила и предупре­дить о последствиях их несоблюдения. Од­нако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится.

17. Свод правил мо­жет иметь постоянное название, например «Советы самому себе», так как в процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же са­мим, взрослый может без лишних слов ука­зать ему на список правил. В тех случаях, когда составление такого свода правил невозмож­но или нецелесообразно, педагог может ог­раничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструк­ция должна быть очень конкретной и содер­жать не более десяти слов. В противном слу­чае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание.

18. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной, так как, учитывая особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…».

19. Работая с родителями: в обмене между педагогом и родителями «карточка­ми-переписками». Что способствует снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

Прогноз: выработка взрослыми единой стратегии эффективного подхода к ребенку и постоянно действующего свода правил, выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет компенсироваться если придерживаться предложенных приемов.

Вывод: Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Проблемы дошкольного образования по мнению экспертов и родителей. Пути решения

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, о чём свидетельствует проведённое 23 апреля 2013 года заседание в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждали самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ.

Какие проблемы дошкольного образования существуют?

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно. Эксперты выделяют следующие наиболее актуальные проблемы дошкольного образования:

1. Проблемы в области финансирования

  • недостаточное оснащение детских садов,
  • устаревание материально-технической базы,
  • невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
  • отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.

2. Проблемы с педагогическими кадрами

Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены.

Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.

3. Перегруженность детских садов

Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

4. Проблемы с организацией питания

Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.

5. Проблемы с взяточничеством

Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества. Получая взятку, заведующие могут на этом основании самостоятельно распределять приоритеты при приёме детей в детский сад.

В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.

Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приёма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.

Проблемы дошкольного образования: глазами родителей

Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблемы дошкольного образования: поиск решений

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях:

  • Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования;
  • Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;
  • Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования в 2013-15 гг. превышает 1 трлн. рублей;
  • Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе;
  • К 2016 году планируется обеспечить как минимум 1 600 000 новых мест в детских садах.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector