101 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пропорции фасадов здания

Идеальная пропорция в архитектуре: использование и примеры

Архитектура разных времен и народов поражает своими формами и стилями. Но самые знаменитые сооружения были построены с применением четко разработанных схем, которые дали возможность зрительно воспринимать монументальное здание легко. Пропорции в архитектуре – это гармоничное соотношение элементов, отрезков и фигур, которые составляют здание. Это найденный баланс между разными массами, который придает общему виду сооружения целостность.

Что же все-таки общего между Пентагоном и собором Парижской Богоматери? Ответ будет неожиданным – геометрия. Именно математика и геометрия объединяет эти сооружения с помощью одной секретной формулы, которая выглядит как а: b = b: с или с: b = b: а. Все просто.

Золотая пропорция: что это такое

Еще в 1500 г. до н. э. было известно правильное соотношение отдельных частей по отношению к целому. История знает множество примеров идеального распределения пропорций в зданиях, культовых предметах, произведениях искусства. Секрет кроется в соотношениях, называемых «Золотой пропорцией», и равными числу Фибоначчи 1,618…, в процентном соотношении выражается как 62 % к 38 %.

Одним из великих людей-оригиналов, плотно работавший по системе золотой пропорции, является Леонардо да Винчи, который понял секреты идеального восприятия и привел их к законченному виду, создав целое направление. Все его работы подвержены четкому плану золотого сечения. Подобная идеальная пропорция в архитектуре стала символом логики и гармонии благодаря разноплановым работам да Винчи.

Божественная пропорция: что создано природой

Обратимся к природе, которая является безусловной и стремится к идеальному. В любом, созданном процессе, можно наблюдать эту магическую пропорцию 62:38. Придя к выводу, что гармоничное восприятие заложено в человеке от природы, ученые назвали это соотношение «Божественная пропорция».

Архимед выразил ее в спирали, повторяющей очертания раковины моллюска, подметив однажды ее идеальные формы. Божественная пропорция в архитектуре выражена с помощью сопоставления различных элементов здания и приведения их к одному целому, гармоничному для восприятия.

Действительно, обычно притягивает взгляд либо совершенство, либо уродство. И то и другое имеет одни корни. Совершенство – созданный по системе золотой пропорции идеал, и неважно, искусственный или природный источник использовался в его создании. Уродство же, напротив, привлекает полным несоответствием гармонии, что вынуждает подсознательно искать в нем заложенные природой прекрасные пропорции. И, если постараться, их можно найти. Этот феномен будоражит мозг, заставляя искать спокойной геометрии во всем.

Идеальные здания

В мире большое количество зданий, строений, памятников и произведений искусств, которые могут стать символом гармонии, заложенной природой. Идеальные золотые, божественные пропорции в архитектуре примеры сооружений показывают однозначно. Здания настолько гармоничны, что не возникает ни малейшего чувства дискомфорта при взгляде на них. Приведем несколько примеров.

Невероятной красоты Успенский собор Киево-Печерской лавры построен по принципу божественной пропорции. Стиль барокко гармонично сочетается с белоснежными стенами и золотыми куполами собора.

Еще пример — Петровский путевой дворец, созданный по проекту архитектора Матвея Казакова. Величественное сооружение было построено по приказу Екатерины II. Внутренний двор, два крыла и само здание подчиняется божественной пропорции.

Тадж-Махал. Дворец, единственный в своем роде памятник великой любви. Император Великих Моголов Шах Джахан подарил его своей покойной жене. Легенда о Тадж-Махале по-восточному красива и печальна.

Монументальные здания, с богатым художественным оформлением, занимающие не одну сотню метров, казалось бы, должны подавлять своими размерами и мощью. Тем не менее они радуют глаз, заставляют восхищаться и возвращаться к ним снова и снова.

Искусство и архитектура

Архитектура, искусство — все, что создается человеком и для человека стремится к идеалу. Многие зодчие, художники, музыканты стараются найти золотую середину, те самые божественные пропорции, чтобы созданное ими произведение превратилось в шедевр. Пропорция в архитектуре и искусстве играет важную, если не первую роль. Любая композиция должна быть гармонична и устойчива. Золотая пропорция в архитектуре, как и в музыке, призвана дарить людям наслаждение, испытываемое от соприкосновения с прекрасным.

Пропорции востока

Восток – мир, созданный по законам природы. Все, что относится к созданным произведениям искусства, четко придерживаются определенных правил, не отступая ни на шаг. Геометрия – конек восточного искусства. Знаменитый Тадж-Махал – индийский дворец из белого мрамора – имеет совершенные пропорции.

Убранство богатых домов, дворцов стран Востока также подчинено божественной пропорции. Арки, имеющие тройной поднимающийся свод, расположение окон, дверей и фасады главного дворцового входа – наглядно демонстрируют мастерство зодчих и художников. Сознательное или подсознательное использование пропорции в архитектуре и искусстве восточными мастерами, создало неповторимый восточный стиль, который отличается своей самобытностью и стремлением к природной гармонии.

Стили в архитектуре и интерьере

Использование пропорции в архитектуре и искусстве разных времен и народов привело к тому, что каждая последующая эпоха, беря основные элементы одного стиля, рождала свое неповторимое направление в искусстве. Золотое сечение наблюдается во всех достойных сооружениях своего времени, несмотря на то, что внешний вид элементов сильно разнится.

Греция

Страна, которая обладает богатым наследием архитектурных памятников, может дать много ответов на вопросы о золотом сечении. Пропорции в архитектуре Греции стремятся к идеальным. Одним из ярких примеров является храм Афины – Парфенон. Сооружение практически не имеет прямых линий, и соответствует золотому сечению, а пропорции скалы у его подножия также относятся к божественным.

Скульптуры и бюсты, созданные древнегреческими мастерами, имеют совершенные пропорции. Греческое искусство дает возможность понять, что человек, как творение божье, является идеально пропорциональной фигурой.

Викторианская эпоха

Английский Викторианский стиль опирается на учение о золотой пропорции. Стремление к уравновешенности и симметрии, использование четких линий в соотношениях тяжеловесности цвета и легкости форм предметов. Пропорции архитектуры в Средние века заимствуются для возведения сооружений и зданий в более позднее время. Фасады зданий, имеющие божественную пропорцию, стали распространены и в Викторианскую эпоху с ее стремлением к гармонии и статичности.

Неоготика XIX века

Этот стиль продолжает древние готические направления и предшествует Викторианской эпохе. Пропорции в архитектуре Неоготики 19 века подарили и своим последователям мрачные сводчатые, уходящие ввысь здания, которые повторяют такие же заостренные проемы окон и дверей. Расположение башен, порталов и сводов подвержено четкому сухому ритму числа 1,68.

Неоготика, соблюдая традиции готической архитектуры, все же становится менее темной. В ней, соблюдая божественные пропорции, соединяются разные стили и направления архитектуры, при этом сохраняя общую тематическую направленность. Сочетания круглых окон с уходящими вверх стрельчатыми сводами и башнями также подвержены золотому сечению, что составляет гармоничное восприятие всего сооружения в целом.

Золотая пропорция и религия

Большинство храмов, церквей, других религиозных строений имеют в основе своей золотое сечение. Божественные пропорции в архитектуре этих зданий можно объяснить и с теософской точки зрения. Монах Лука Пачоли в 1509 году усмотрел в геометрии гармонию, которую объяснил так: если целый отрезок будет принят как Святой дух, то отрезок поменьше – это Отец, а самый маленький – это Сын. Таким образом, в очередной раз подчеркивается влияния природной гармонии на восприятие мира человеком.

Наше время — пентаграмма

Пентаграмма является одним из вариантов нахождения золотых отрезков божественной пропорции. Способ построения был известен уже в XVI веке благодаря Альбрехту Дюреру. Немецкий живописец обладал математическим складом ума, его графика выражается в четких линиях, собранных в композиции по всем правилам геометрии.

Пентагон

Золотая пропорция в архитектуре Пентагона проявляется в виде пентаграммы, которая составлена в правильный пятиугольник. Каждый луч пятиконечной звезды идеально четко вписывается в формулу золотого сечения. Внутри здания все так же подчинено этим пропорциям. Это одно из немногих сооружений, построенных в наше время, где четко прослеживается применение божественной пропорции.

Визуальная гармония

Интересно восприятие форм и пропорций архитектуры, примеры которых представлены ниже. Монументальные сооружения не давят своей массой, они воспринимаются легко, благодаря идеальным соотношениям сторон постройки.

Пирамида Гиза – одно из величайших творений человека, обладающее своими тайнами и загадками. Пирамида построена с применением знаний теории золотого сечения. Сейчас все больше ведется споров, а действительно ли пирамиды Египта возведены по принципам божественных пропорций.

Собор Рождества Девы Марии — беломраморный кафедральный собор в Милане, воспроизводящий готический стиль архитектуры. Как раз тот его момент, когда этот стиль постепенно стала приобретать черты, свойственные более позднему периоду неоготики.

Храм Спаса на Крови – здание, своей гармонией и утонченностью располагает к спокойному созерцанию. Сооружение относится к неорусскому стилю. Золотая пропорция соблюдена здесь идеально.

Такие, казалось бы, разные по архитектуре сооружения, обладающие только им присущей геометрией и линиями, все же имеют одну общую черту. Божественные пропорцию дали возможность внести эти произведения искусств в разряд мировых шедевров зодчества.

Использование золотого сечения

Правило золотого сечения используются повсеместно. Когда человек постоянно передвигает мебель в доме, пытаясь найти то самое расположение, которое бы радовало глаз, он делает это подсознательно. Заложенная природой гармония пытается найти свое место в окружающем пространстве. Человек будет двигать, и переставлять мебель до тех пор, пока не придет к тому самому волшебному соотношению, к числу Фибоначчи, к золотым пропорциям.

Идеальное соотношение используется в архитектуре, в предметах быта, одежде, посуде. Например, столовый сервиз на 6 или 12 персон также можно рассматривать с точки зрения золотой пропорции. В ювелирных изделиях высокого качества, особенно в старинных украшениях ручной работы, четко прослеживается правильное соотношение.

В архитектурных памятниках законы золотых пропорций явственно просматриваются как в фасадах зданий, так и в окружающем ландшафте. Сады и парки Версаля, Петродворца, королевского Дворца в Марокко или Японии, — все построены в соответствии с законами золотого сечения. Великолепные композиции, продуманное расположение дорожек и архитектурных объектов призваны доставлять эстетическое удовольствие и радовать глаз своей гармонией.

Золотая пропорция в архитектуре и магия

Многие ученые, историки, мистики и психологи пытаются разгадать загадку золотого сечения. Пирамиды и храмы, которые построены по божественным принципам, способны исцелять человека, восстанавливать его силы, придавать энергию. В доме, где по законам золотого сечения создан интерьер, человек чувствует себя спокойно, способен хорошо отдохнуть, и не испытывает стрессов. Исследования этих фактов позволили отнести феномен золотого сечения к магическим, то есть, к той области, в которой действуют те или иные законы напрямую между материальным и духовным началами.

Многие замечали, что когда перед глазами встает мрачный замок, устремленный ввысь острыми колоннами, возникает чувство чего-то мистического, того, что невозможно преодолеть, не обладая определенными знаниями. Секрет в том, что только те здания, которые обладают одним из двух качеств божественной пропорции, могут вызвать такое чувство. Первое качество — это пропорции совершенства, второе — здания, заставляющие подсознательно искать идеальные соотношения.

Эту особенность часто использовали в своих целях служители древних культов и орденов, выбирая для своих резиденций дворцы и храмы, способные вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Таким образом, они могли подчинять себе людей, не обладающих тайными знаниями законов геометрии, психологии и гармонии. Даже сейчас, когда большинство секретов прошлого стало доступно, многим людям непонятны причины возникающих эмоций, когда они находятся рядом с религиозными храмами или старинными зданиями.

Читать еще:  Сорта гортензия садовая посадка и уход в открытом грунте

Заключение

Отталкиваясь от всего сказанного, можно понять, как создать гармонию вокруг себя, как найти тот самый недостижимый идеал в зрительном восприятии. Если взять за основу пропорции человека, то можно создать идеальный дом для него, где все – площадь, интерьер, мебель, двери и окна – подчиняется сухим числам и золотой пропорции. В таком доме человек должен быть просто счастлив. Если следовать законам божественных пропорций, можно все в этой жизни подобрать для себя, сделать свое, индивидуальное пространство и находиться в гармонии с собой и с природой постоянно.

Чертежи фасадов зданий

Фасады — ортогональные проекции здания на вертикальную плоскость — наружная сторона здания. Чертеж фасада дает представление о внешнем виде здания, его архитектуре и о соотношениях его отдельных элементов. Различают главный фасад, дворовый и боковые, или торцовые, фасады.

Главным фасадом называется вид здания со стороны улицы или площади. Определение других фасадов вытекает из их наименования. В проекте обычно дают фасады всех сторон здания. При его сложной конфигурации (Г- и Ш-образной и т.п.), фасады, находящиеся в разных плоскостях, допускается изображать на отдельных чертежах. На одинаковые фасады делают один чертеж.

Наименование фасада определяется крайними координационными осями, между которыми располагают участок здания, изображенный на чертеже, или маркой оси, расположенной в фасадной стене, например, «Фасад 1—7», «Фасад А—В», «Монтажная схема фасада 1—13» и т.д. Наименование фасада надписывают над изображением с минимальным разрывом (рис. 10.12. Г).

Масштаб фасада должен быть минимальным, но достаточным для показа рельефа стены, проемов, отверстий в стенах и т.п.

На чертежах фасадов желательно указывать деформационные швы, пожарные лестницы, трубы наружного водостока, пандусы у ворот, жалюзийные решетки, в том числе установленные вместо оконных переплетов, и т.п. Штриховкой выделяют участки стен, выполняемые из материала, отличающегося от материала всего здания. Штриховыми линиями показывают закладываемые монтажные проемы (рис. 10.12.2).

В зданиях промышленного типа при большой протяженности фасада с ритмичным расположением окон допускается рисунок оконных переплетов показывать только в крайних двуx-трех проемах с обоих концов здания; на продольных видах фонарей — также только по концам, в гражданских зданиях — во всех оконных проемах. Однако степень детализации при вычерчивании фасадов гражданских и промышленных зданий зависит от масштаба. Рисунок оконных переплетов, тип дверей и ворот показывают только на фасадах, выполненных в масштабе 1:100 и крупнее; при более мелких масштабах вычерчивают только контуры створок и проемов.

Если на фасаде имеются сложные участки, их изображают отдельно в более крупном масштабе, т.е. выполняется фрагмент фасада.

На основном чертеже фасада должна быть ссылка на его фрагменты с указанием номера листа, на котором они помещены. Чаще всего это фигурная скобка, под которой указан номер листа (рис. 10.12.3). На рис. 10.12.3 показан фасад промышленного здания, на котором выделен фрагмент, изображенный на рис. 10.12.4. Над фрагментом делают надпись по типу: «Фрагмент фасада».

В зданиях из сборных конструкций (крупных блоков, панелей и т.п.) фрагменты фасада не вычерчивают, а заменяют их ссылками на схемы расположения стен или фасадов (рис. 10.12.5). На фрагментах фасада подробно показывают все детали и наносят необходимые отметки и надписи.

Размеры, имеющиеся на плане и разрезе, дают возможность вычертить фасад здания.

Законченный чертеж оформляют следующими данными. В зданиях всех типов показывают координационные оси, расположенные по краям фасада, у деформационных швов, в местах уступов в плане и перепадов высот здания, В промышленных зданиях координационные оси наносят еще у одной из сторон каждого проема ворот.

Размеры на чертежах фасада, как правило, не проставляют, за исключением размеров привязки элементов, не выявленных на планах, разрезах и фрагментах (рис, 10.12.2 и 10.12.6).

На чертежах фасадов указывают отметки уровня земли, верха стен, входных площадок и элементов фасадов, расположенных в разных уровнях. На чертежах фасадов промышленных зданий проставляют также отметки верха стен, низа и верха проемов. Полочку отметки желательно развернуть в сторону от изображения.

На фасадах в ссылочных кружках маркируют детали, имеющиеся в проекте, если они не показаны на деталях планов и разрезов. При наличии фрагментов фасадов маркировку следует проводить только на фрагментах. На фасадах маркируют оконные блоки по типу ОК-1, ОК-2 и т.д. или схемы заполнения оконных проемов, если они не приведены на планах.

Марку типа заполнения проема проставляют на фасаде внутри контура оконного проема, а при малых размерах проемов — под ним или на выносной линии. Если все оконные проемы здания имеют однотипное заполнение, его на фасаде не маркируют.

На чертеже фасада наносят отметки и размеры, а также привязку проемов и отверстий, не указанных на планах и разрезах. Кроме того, указывают вид отделки участков стен, отличающихся от остальных (преобладающих); наружные пожарные и эвакуационные лестницы, примыкающие галереи. В крупноблочных и панельных зданиях показывают разрезку стен на блоки и панели.

Чертеж фасада, являющийся одной из проекций здания, строится на основании чертежей плана и разреза. Все предварительные построения выполняют тонкими линиями.

Чертеж фасада здания вычерчивают в нижеследующей последовательности:

  1. Сначала проводят горизонтальную прямую линию толщиной, принятой для обводки фасада. Ее выводят за контур примерно на 30 мм. Эта линия служит основанием, на котором строят фасад здания (рис, 10.12.7).
  2. Затем проводят вторую горизонтальную линию на расстоянии полтора миллиметра от первой — линия отмостки.
  3. Тонкими линиями проводят горизонтальные контуры цоколя, низа и верха проемов (оконных и дверных), карниза, конька и других элементов здания,
  4. Далее проводят вертикальные линии координационных осей, стен, оконных и дверных проемов и т.п.
  5. Вычерчивают ограждения балконов, дымовые и вентиляционные трубы и другие архитектурные детали фасада,
  6. Наносят ссылочные кружки, обозначают элементы фасада, изображаемые на фрагментах, кружки координационных осей, выносные линии и знаки высотных отметок, а если необходимо, то и размерные линии.
  7. Проставляют высотные отметки, марки осей, размеры, если это необходимо, выполняют все требуемые надписи. Для изображения фасада может применяться и другой порядок построения.

Принципы оформления фасадов

При оформлении фасадов важно учитывать множество факторов, которые при правильном их подборе и соотношении позволят сделать очень выразительный облик жило го дома (коттеджа), непохожий на многие другие.

К таким факторам относятся:
• высота здания и количество этажей;
• размеры оконных проёмов, рисунок переплетов, размещение окон на фасаде;
• решение главного входа;
• отделка фасада и его цветовая гамма.

От высоты здания и количества этажей зависят высота и конфигурация окон и их размещение на фасадах, например, в лестничной клетке, как один из вариантов остекления, можно устроить витраж из нескольких оконных блоков, поставленных друг на друга. В гостиной (двух- или полуторасветной, т.е. при высоте до потолка в два или полтора этажа) можно установить оконные блоки, значительно отличающиеся по высоте от оконных блоков в остальных помещениях.

Окна могут быть квадратными, прямоугольными (вы тянутыми по вертикали или горизонтали), круглыми, многоугольными, с арочной, полуциркульной или треугольной верхней частью и т. д., насколько хватит фантазии

Типы переплётов: а— квадратный; 6 — прямоугольный горизонтальный; в— прямоугольный вертикальный; г — с арочной частью; д — с полуцнркулярной частью; с — с треугольной частью; ж — многоугольный; з — круглый

Современные производители могут изготовить оконные блоки любой конфигурации.

Разбивка переплетов в окнах также должна соответствовать облику здания. Например, в жилых домах (коттеджах) до трех этажей больше подходит мелкая разбивка переплетов, если же надо зрительно увеличить высоту здания (например, в одноэтажном доме), то для этого подходят окна с вертикальной разбивкой переплетов.

Размещение окон на фасадах здания должно отвечать двум требованиям:
• должны выполнять свое функциональное назначение по до статочному освещению внутренних помещений дома;
• должны украшать фасады здания.
Например, в конкретном помещении для освещения требуются два окна размером 1,2×1,5 м.

Далее определяем, какие окна такого размера лучше смотрятся со стороны фасада:
• прямоугольные вертикальные или прямоугольные горизонтальные;
• какая разбивка переплетов подходит;
• на каком расстоянии друг от друга разместить окна;
• нужно ли делать фигурной верхнюю часть окна.
И такую работу надо провести по всем помещениям, примыкающим к наружным стенам. Художественный вкус позволит правильно сбалансировать все перечисленные выше факторы.
В жилом доме (коттедже) обычно предусматривается не менее двух входов— один главный (парадный), как правило, ориентированный в сторону улицы, другой дворовый.
Главный вход является одним из центральных «пятен» фасада.
Для устройства главного входа используют такие архитектурные приемы:
• входную дверь размещают в нише;
• над входной дверью устраивают красиво оформленный козырек.

Двери главною входа (входная и в тамбуре),, как правило, имеют большую высоту и ширину, чем остальные двери дома. Они бывают одностворчатые, двухстворчатые, полуторастворчатые.

Входная ниша (план): 1 — уровень пола 1-го этажа; 2 — входная дверь

По желанию застройщика входная дверь может быть:
• массивной, деревянной, глухой;
• массивной, деревянной с застекленным смотровым окошком, забранным стальной решеткой;
• стальной.

Массивные деревянные филенчатые двери могут иметь самый разнообразный рисунок и своим видом очень украсят главный вход жилого дома (коттеджа).

Для того чтобы попасть с уровня земли на уровень пола 1-го этажа, перед главным входом устраиваются входная лестница и крыльцо.

Большие парадные лестницы у главных входов характерны для южных районов, где позволяют климатические условия (выпадает мало снега, нет проблем с гололёдом и т. п.).

Козырек: а — наклонный; б — треугольный: 1 — козырек наклонный; 2 — козырек треугольный; 3 — уровень пола 1-го этажа; 4 — входная дверь

Для центральных и северных районов больше подходит входная лестница из 3—4 ступеней, т.е. надо подняться на 45—-60 см. Если, согласно планировке дома, уровень пола 1 -го этажа поднят над уровнем земли у входа на 90 см и выше, то лестницу целесообразно организовать следующим образом: лестницу из 3—4 ступеней и крыльцо устроить на улице перед главным входом, а остальные ступени разместить внутри дома (в тамбуре или в прихожей).

Двери: а — одностворчатая; б — двухстворчатая; в полуторастворчатая

Следует отметить, что в соответствии с действующими нормативами лестница должна иметь не менее трех подъёмов во избежание травматизма, так как при меньшем количестве подъёмов человек может оступиться.

Филенчатые двери: а — глухая, б — со смотровыми окошками: — решетка; 2 — смотровое

Входные лестницы (размеры в мм): а — снаружи дома; б — снаружи и внутри дома: 1 — уровень пола 1-го этажа; 2 — входная площадка; 3 входная лестница; 4 — уровень земли; 5 входная дверь

Отделка фасадов
Для отделки фасадов (поверхность стен со стороны улицы) используются разнообразные приемы:
• стены облицовываются лицевым керамическим кирпичом;
• штукатурятся с последующей покраской;
• обшиваются вагонкой или сайдингом (виниловой вагонкой). Часто для большей выразительности при облицовке
стен лицевым кирпичом в отделку фасадов вводятся эле менты штукатурки.

Для окраски можно использовать самые разнообразные типы красок, предназначенные для наружных (уличных) работ.
Для обшивки деревянных домов используется вагонка, лучше всего еловая. Доски должны быть обработаны пропиткой. Самый простой и наиболее распространенный способ защиты древесины— пропитка олифой, машинным маслом и битумными смолами. Однако следует иметь в виду, что олифа — это благодатная почва для грибка, а масло и битум содержат вредные испарения, опасные для здоровья. Сегодня во всем мире строители пользуются экологически чистыми пропитками-антисептиками.

Читать еще:  Уход за дорожками из дерева

Антисептические составы предназначены для защиты поверхности древесины. Они содержат эффективные компоненты против синевы гниения и образования плесени. Даже при многократном нанесении антисептические составы не образуют толстой пленки, поэтому покрытия не рас трескиваются и не отслаиваются.

Пропитки хороши еще и тем, что помимо защиты древесины они имеют множество оттенков, гармонирующих с окружающей средой. Все пигментированные или содержа щие красящее вещество пропитки хорошо защищают древесину от воздействия вредного влияния ультрафиолетово го солнечного излучения.

При устройстве обшивки из вагонки необходимо предусмотреть конструктивные мероприятия, обеспечиваю щие проветривание между облицовкой и стеной.

И еще несколько советов.

Температура воздуха, антисептика обрабатываемой поверхности должна быть выше 5° С. Относительная влажность воздуха должна быть не выше 80%. Оптимальная по года для проведения окрасочных работ — теплый, сухой, облачный день. При производстве работ цоколь надо за крыть полиэтиленовой пленкой или плотной бумагой.
В последнее время появилось много новых отделочных материалов. К таким «новинкам» относится сайдинг (виниловая вагонка).

Сайдинг представляет собой твердое покрытие, изготовленное из поливинилхлорида (ПВХ), в виде панелей с замком-защелкой и кромкой для гвоздей, которые легко скрепляются в секции любых размеров.

Сайдинг имеет широкую цветовую гамму, что позволяет создать из него оригинальные комбинации.

Сайдинг можно устанавливать в любое время года невзирая на дождь и мороз. Панели сайдинга долговечны, они морозостойки и атмосферостойки, не отходят друг от друга, не образуют щелей, не требуют подкрашивания. Материал не стареет и не выгорает, он сохраняет свои качественные показатели при широком диапазоне температур. Сайдинг соответствует санитарно-гигиеническим требованиям России.

В отличие от традиционной вагонки сайдинг прост в эксплуатации, он легко поддерживается в чистоте, грязь и пыль легко смываются водой из шланга.

Нижняя часть стены со стороны улицы на высоту от отмостки 30 см и выше называется цоколем.

Цоколь находится в наиболее тяжелых эксплуатацион ных условиях, на него поочередно или совместно воздействует дождь, снег, лед и т. п., поэтому на мероприятия по защите цокольной части стены от этих воздействий следует обратить особое внимание.

К таким мероприятиям отно сится устройство цоколя из:

• цокольного кирпича с розной лицевой фактурой;
• керамической плитки;
• натурального камня (с рваной или шлифованной лицевой поверхностью);
• цементной штукатурки со специальными добавками. Окна являются очень важным элементом фасадов,

они зрительно «перебивают» монотонность большой плоскости стен, и для усиления этого воздействия окна выделяют, используя для этого целый ряд архитектурных приёмов:

• переплеты окон со стороны улицы окрашиваются в контрастный по отношению к стенам цвет, но при этом тон стены и тон переплета должен сочетаться (т.е. цветовая гамма не должна быть нарушена);
• окна окантовываются рамкой разной конфигурации из штукатурки или лицевого кирпича (в деревянных окнах — это наличники).

Существуют различные решения фасадов с использованием всех перечисленных в начале раздела архитектурных факторов.

Источник: Баринов В. В. Коттеджи. Бани. Гаражи: Строительство от А до Я: Практическое руководство.— М.: РИПОЛ классик, 2004

Архитектурные решения – разработка строительных, конструктивных, планировочных решений

Закон об архитектурных решениях

Подготовка обширного пакета документов – необходимый этап работы над строительным объектом.

В 2008 году правительство РФ выпустило постановление No87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с перечнем, какие именно пояснения, описания, планы и чертежи нужны, чтобы пройти государственные согласования и экспертизу. Одним из обязательных является раздел «Архитектурные решения».

Здесь раскрываются внешние и внутренние особенности здания, характеристики его пространственной, целевой и планировочной организации. При этом грамотно подготовленные документы отвечают государственным стандартам, инженерно-техническим, санитарным, пожарным и экологическим нормам. По сути, это детальное и толковое руководство для строителей, которые в дальнейшем реализуют проект.

Разработка архитектурных решений: основные этапы

В раздел входят:

Поэтажные планы с помещениями, представленные в общем комплексе строения.

Ее задача – определить взаимное расположение комнат на каждом этаже, а также какую площадь нужно выделить конкретному помещению в зависимости от функционального назначения.

Это внешние формы строительного объекта, созданные на основе планировки.

Планы каждого этажа с учетом первых трех позиций плюс визуальное дизайнерское представление.

Описание структуры здания, сочетания и взаимосвязи отдельных блоков.

Это дизайнерские предложения по оформлению экстерьера и внутренних интерьеров в едином стиле. За основу берутся все перечисленные выше особенности.

Оформление архитектурно-строительных решений

Проектирование включает текстовый и графический подразделы.

Задача первого – дать описания:

  • оптимальному местоположению здания, учитывая условия окружающей среды;
  • планировки, назначения помещений, внешнего и внутреннего вида;
  • фасадной композиции;
  • приемов по объемно-пространственному и архитектурно-художественному построению;
  • механизмов распределения естественного освещения в местах, где люди присутствуют постоянно;
  • способов отделки помещений;
  • технологий погашения шума и вибрации;
  • декоративного оформления внутренней обстановки.

Графическая часть архитектурного решения проекта

Здесь содержатся схемы, чертежи, планы. Перечень их индивидуален и зависит от технического задания и специфики объекта.

К основным документам относятся:

  • поэтажные планы с экспликацией помещений (экспликация – это пояснение в виде списка с количественными, качественными, техническими характеристиками)
  • чертежи фасадов (в графическом или цветном исполнении)
  • аксонометрические схемы (раздел прикладного черчения, когда предметы изображаются в двух-трех проекциях)
  • 3D-визуализация объекта (представление максимально возможного объема информации о будущем здании).


Архитектурное решение фасадов

Проект должен грамотно соотнести внешний облик строения с внутренним пространством, используя симметрию, ритм, масштаб, светотень, контраст. На начальной стадии готовят два-три эскиза фасада с учетом пропорций, обозначением понятной связи деталей между собой и с целым объектом. Когда наиболее удачный вариант утвержден, наступает очередь более детальной подготовки.

Каждый элемент архитектурных решений домов получает тщательную прорисовку: дизайн крыльца, ограждений балконов, оконных и дверных переплетов и т.д.

Документ презентует цветовую гамму здания. В чертежи включаются элементы антуража предметного или ландшафтного типа (уличные фонари, вазоны, статуи) для лучшей передачи масштаба.

Наглядный пример архитектурного решения по оформлению экстерьера содержит наш проект двухэтажного особняка в современном эклектичном стиле со скатной кровлей. На цветном эскизе хорошо видна теплая бежево-коричневая гамма, фактуры отделочных материалов и резного объемного декора. Вид с четырех сторон представляет композиционную структуру дома – с двумя входными порталами, многочисленными балконами и террасами.




Состав архитектурно-конструктивного решения

Это еще один необходимый раздел проектной документации, который описывает конструкции, отвечающие за устойчивость и прочность здания.

Сюда входят планы:

  • фундамента (с расчетными нагрузками, размерами, глубиной)
  • перемычек (схема их расположения со спецификацией)
  • перекрытий (схема размещения перекрытий и балок)
  • стропильной системы (со схемой сечения элементов, разрезами)
  • кровли (чертеж показывает конфигурацию и габариты кровельной части, угол уклона скатов, место расположения дымоходной системы, мансардных окон)

В подразделе «Разрезы» дается развернутая информация с характеристиками уровней пола, перекрытий, кровли, показаны способы стыковки строительных элементов (к примеру, стены с кровлей, стены с межэтажным перекрытием).

Конструктивные решения фасадов описывают устройство теплоизоляции наружных стен и выбранные облицовочные материалы.


Проектирование архитектурных решений в компании «ТопДом»

Обоснованные и технически компетентные планировочные, функциональные, конструктивные и художественные идеи – залог успешной разработки и реализации строительного проекта.

От качественной подготовки архитектурного раздела зависят не только эксплуатационные показатели (безопасность, долговечность), но и эстетическая привлекательность здания, его встроенность в окружающий природный или городской ландшафт.

Проектировщики дизайнерского бюро «ТопДом» практикуют детальное изучение специфики объекта, сочетают профильные технические знания и новейшие технологии.

Пропорции фасадов здания

Привлекательность небольшого жилого дома зависит от многих причин и прежде всего от плана, от пропорции всего здания и его частей, от характера строительных материалов, качества работы, благоустройства участка.

При «глухом» и замкнутом в прямоугольник плане может получиться дом-коробка. В то же время умелая компоновка плана позволяет создать уютную, солнечную, закрытую с двух сторон террасу, а расположение окон на всех сторонах дома дает возможность избежать некрасивых глухих стен.

Так закладывается основа будущей привлекательности нового дома. На облик его, далее, в большой мере влияют хорошие пропорции сооружения, то есть гармоничное соотношение общих размеров постройки и его частей. Узкими, задранными вверх окнами или несуразной крышей можно испортить вид любого дома. Особенно важно не сделать зрительно «тяжелым» его верх. Поэтому крышу лучше построить остроконечную, прямую, а не с переломом.

Перелом делает крышу зрительно грузной, а весь дом некрасивым, похожим на гриб. К тому же крыша с переломом конструктивно сложнее прямой: у нее составные стропила со врубками, а нагрузка от кровли и снега через вертикальные стойки передается на потолочные балки, которые приходится делать излишне прочными и на всю ширину дома. А ведь часто бывает выгоднее сделать легкое щитовое перекрытие с опорой на среднюю стену — перегородку. Это можно сделать при прямой крыше, и тогда вся нагрузка передается стропилами на наружные стены. Каких-либо дополнительных удобств крыша с переломом не дает.

Желание многих людей сделать мансардные комнаты обязательно с отвесными стенами и плоским потолком необоснованное. В комнате с наклонным потолком жить уютнее, под скошенными частями потолка удобнее располагаются кресла и кровать. Маленькая верандочка с односкатной кровлей, прилепившаяся сбоку дома, удобна, но не украшает постройки. Если же ее накрыть двускатной крышей с коньком (под которой можно устроить спальные места или кладовку), то вид дома заметно изменится к лучшему, он станет наряднее и будет одинаково хорошо выглядеть с разных сторон.

Большое значение для внешнего вида дома имеет и конструкция самой веранды. До сего времени широко распространены веранды с частыми стойками, толстыми мелкими переплетами «ромбиком», в «елочку» или с еще более сложным узором. Подоконная доска у таких веранд обычно устроена высоко поэтому застекленная полоса получается узкой, а обшивка под ней несуразно широкой. На такой веранде всегда сумрачно и неуютно. Веранда — это переходное помещение от дома к участку, и чем более «открытой» она будет, тем станет лучше. Для этого прежде всего смело опустите ее пол на две ступени ниже пола в комнатах. Тогда веранда станет выше. Подоконную доску заложите на высоту 45 см от пола, то есть на уровне дивана и кресел. Это позволит, сидя в кресле, видеть сад, и вы как бы оказываетесь ближе к цветам и зелени. Очень важно сделать тонкие переплеты, а рамы навесить прямо на стойки, в которых выбраны четверти. Горизонтальные горбыльки должны быть тонкими (25—30 мм), врезанными в раму с таким расчетом, чтобы расстояние между ними было немного меньше расстояния между вертикальными обвязками рам. Практически створка рамы на веранде получается высотой 170—180 см при ширине 50—55 см, а расстояние между горбыльками — 40—45 см.

В большой степени на облик дома влияет и крыльцо. Оно должно не только защищать дверь от дождя, но и являться хорошим местом для отдыха. Иногда открытую часть крыльца совмещают с закрытой — сенями. Это удобно и красиво.

Читать еще:  Схема порядовки кирпича для печки

СОХРАНЯЙТЕ ЕСТЕСТВЕННУЮ КРАСОТУ МАТЕРИАЛА

Очень важно умело использовать естественные свойства имеющихся у вас материалов — их фактуру и цвет. Натуральный вид каждого материала — кирпича, «дикого» камня, черепицы, дерева или штукатурки — красив сам по себе, и эту красоту надо беречь. Следует всегда помнить о контрасте цвета и фактуры материалов, применяемых для строительства.

Что это значит?
Вы, например, выложили цоколь из бутового камня. Достаточно «расшить», процарапать или прорезать по сырому раствору швы, очистить камни от цемента — и цоколь заиграет своей естественной красотой. И не вздумайте его штукатурить! Под слоем штукатурки погибнет естественная прелесть и красота материала.

Если стены вашего дома светлые — побеленные или оштукатуренные, то красная черепичная крыша будет для него хорошим украшением. А для красных кирпичных стен крышу лучше сделать из светлой черепицы или белого шифера. Попробуйте красные и белые плитки шифера выложить на крыше в шашку или решеткой, получится очень нарядно.

Гладкие красные кирпичные столбы у остекленной веранды рядом с белой стеной, оштукатуренной без затирки, с бугорками «под шубу» создадут приятное для глаза разнообразие, которого не достичь никакими украшениями. А если эти столбы со временем обовьет посаженный вами дикий виноград, если он покроет зеленым ковром также решетки у крыльца, то ваш дом станет очень красивым.

Светлый дом всегда выглядит приветливо. А его отдельные части — двери, переплеты окон, жалюзи или доски под свесами кровли — можно окрасить в яркие цвета. Это усилит жизнерадостный и привлекательный вид жилища.

Если дом деревянный — рубленый, красить его не надо. Дерево лучше всего покрыть олифой с добавкой умбры. Золотистый прозрачный слой предохранит от разрушения дерево, и в то же время будет виден весь естественный рисунок этого материала. На рисунке справа вверху схематически изображена крыша с переломом. Такая крыша конструктивно сложна и зрительно воспринимается «тяжелой». Прямая, остроконечная крыша проще в строительстве и красивее. Ниже нарисован фрагмент перголы — сквозной решетчатой крыши над террасой, сделанной из досок и реек. Рядом с перголой — чертеж трельяжной решетки для вьющейся зелени. Такие решетки создают уют на участке. Внизу — металлические, сварные оголовки для кирпичной и асбесто-цементной дымовых труб.

Многое зависит от качества работы. Ровная кладка, чисто остроганные тонкие переплеты, прямые ряды шифера или черепицы, аккуратные кобылки под свесом крыши, гладкая ровная покраска — все это придаст дому вид законченный и нарядный.

ВИД ДОМА ЗАВИСИТ ОТ БЛАГОУСТРОЙСТВА УЧАСТКА

Небольшой дом тесно связан с участком. На голом грязном месте всякое здание выглядит некрасиво. А если ваш участок с любовью обработан, перед домом устроен цветник, посажены кусты и деревья, вся земля перекопана и засеяна травой, то на таком озелененном участке даже самый простой и незатейливый домик будет выглядеть нарядно и весело.

На участке при доме большое значение имеют так называемые «малые формы». Это пергола — открытая терраса, у которой сделана только сквозная решетчатая крыша из жердей или реек, закрепленных на столбах. По ней будет виться плющ или дикий виноград. Можно сделать и так называемые трельяжные решетки, защищающие от любопытного взора тихие уголки возле дома, где хорошо загорать или просто отдыхать. Вьюнок или декоративные бобы, посаженные возле них, вскоре создадут непроницаемый для взгляда зеленый заслон. Такими решетками загораживают уборную и компостную кучу на участке. На стене под окнами хорошо повесить ящики для цветов.

Нарядно выглядят возле дома дорожки и площадки, вымощенные кирпичом в елочку, уложенные плоскими камнями или искусственными бетонными плитами, расколотыми на куски неправильной формы. В щелях между плитами или кирпичом посейте траву. Под перголой, куда через рейки попадает дождь, землю нужно вымостить кирпичом или камнем. Делается это так: по песчаному основанию выкладывают клетки из кирпича, а квадраты между ними забивают белым булыжником и скрепляют раствором. На такой обвитой виноградом террасе с каменным полом будет приятно работать, отдыхать, обедать или пить чай. Последним штрихом в строительстве вашего дома может быть металлический оголовок на трубе. Он защищает дымоход от дождя и снега и способствует усилению тяги. В то же время сварной или выкованный из железа оголовок с несложным орнаментом, флюгером-стрелой или фигуркой на макушке придаст дому веселый и законченный облик.

Архитектурные элементы фасада здания

Применение декоративных элементов на стенах и окнах способно преобразить внешний вид любого здания к лучшему. Колонны, замковые камни, арки, лепнина и консоли позволяют скрыть различные недостатки и усилить внимание на достоинствах постройки. Главное – грамотно все разместить. Если вы планируете возвести не простой загородный дом, а настоящий коттедж, усадьбу – вам необходимо получить базовые знания том, какие архитектурные элементы фасада здания существуют, из чего они делаются и как устанавливаются. Все это вы можете найти здесь.

Архитектурные элементы фасада здания

Архитектурные элементы стен фасада

Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.

Основные элементы декоративной отделки фасада

Пример того, как выглядел дом до установки декоративных элементов и после

Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.

Карниз под крышей

Карниз между этажами

Цокольный карниз. Как правило, он снабжается отливом

Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.

Розетка – круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.

Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов. При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям.

Фреска на фасаде дома

Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.

Барельеф в современной архитектуре

Арка – сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.

Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.

На этом изображении филенки располагаются под окнами

Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения

Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.

Пример использования консолей

Балюстрада – ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.

Колонна и ее составные части

Отдельно стоит выделить такой архитектурный элемент здания, как колонна. Это столб круглого или прямоугольного сечения, используемый в качестве как несущей детали, так и украшения внешнего вида фасада. Изготавливается из камня, дерева, металла и прочих строительных материалов. Условно колонну можно поделить на три части.

  1. База – нижнее основание колонны. Как правило, его диаметр больше, чем у основной части данного архитектурного элемента. База колонны должна быть очень крепкой, так как на нее давит значительная масса.
  2. Ствол или тело колонны – основная часть архитектурного элемента. Как уже было сказано выше, имеет квадратное либо круглое сечение. Иногда ствол колонны сужается к своей верхней части. Тело может быть как гладким, так и рельефным – с горизонтальными и вертикальными желобами.
  3. Капитель – верхняя часть колонны, как правило, больших размеров, чем ее основная часть. Равномерно распределяет нагрузку на ствол от поддерживаемой конструкции. Капитель снабжается лепниной, узорами консолями.

Колонна и ее составляющие элементы

Различные стили колонн

Также стоит отметить два подвида колонн – полуколонна и пилястра. Первая представляет собой архитектурный элемент в виде столба круглого или квадратного сечения, выступающий из стены на 50-75%. Как правило, устанавливается у дверных проемов и чаще служит не конструкционным, а декоративным элементом. Пилястра – небольшой вертикальный выступ, по своей форме и устройству напоминающий колонну. Выполняет исключительно декоративную функцию.

Полуколонны на углах здания

Пилястры, обрамляющие вход на фасаде

Архитектурные элементы оконных и дверных проемов

Перейдем к еще одной очень важной части фасада – оконным и дверным проемам. Рассмотрим основные декоративные элементы, используемые для их обрамления и украшения.

Архитектурные элементы оконных проемов

Сандрик – небольшой карниз, часто прямоугольной формы и с фронтоном, расположенный над окном, дверью и нишей. Снабжается лепниной, узорами и прочими декоративными элементами. Помимо функции украшения фасада, сандрик прикрывает оконные стекла от дождя.

Замковый камень – декоративный элемент клиновидной формы, располагающийся посередине карниза или сандрика оконного проема или арки.

Сандрик треугольной формы, снабженный фронтоном. Под ним можно обнаружить несколько замковых камней

Наличники – планки, установленные по краям оконного проема и ориентированные вертикально. Украшаются лепными деталям и резьбой. Дополняются откосами – металлическими или иными поверхностями, украшающими оконный проем по своей внутренней части.

Резные наличники на окнах деревенского дома

Лепной подоконник с консолями

Тимпан – плоскость фронтона над окном и под проемом арки, обрамляющим его. Украшается лепниной, розеткой, узорами, барельефами, а иногда – фресками.

Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада

Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.

    Гипс – минеральная осадочная порода естественного происхождения. Один из древнейших материалов, применяемых для изготовления архитектурных элементов фасада. Гипс пластичен и очень податлив в своей мягкой форме, но вместе с тем украшения и лепнина из него обладают большой массой и стоимостью. Размещать декоративные элементы из гипса можно только при наличии очень прочного фундамента и стен.

Консоль, украшенная лепниной из гипса

Декоративные элементы из пенополистирола

Видео — Фасадный декор: пошаговая инструкция монтажа

Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция

Рассмотрим поэтапно процесс установки архитектурных элементов для фасада, изготовленных из пенополистирола.

Список инструментов

В качестве вступления рассмотрим список инструментов, которые могут вам понадобиться для выполнения подобной работы.

Таблица. Установка архитектурных элементов фасада – список инструментов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector