8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раздел декоративные элементы

Архитектурные элементы фасада здания

Применение декоративных элементов на стенах и окнах способно преобразить внешний вид любого здания к лучшему. Колонны, замковые камни, арки, лепнина и консоли позволяют скрыть различные недостатки и усилить внимание на достоинствах постройки. Главное – грамотно все разместить. Если вы планируете возвести не простой загородный дом, а настоящий коттедж, усадьбу – вам необходимо получить базовые знания том, какие архитектурные элементы фасада здания существуют, из чего они делаются и как устанавливаются. Все это вы можете найти здесь.

Архитектурные элементы фасада здания

Архитектурные элементы стен фасада

Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.

Основные элементы декоративной отделки фасада

Пример того, как выглядел дом до установки декоративных элементов и после

Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.

Карниз под крышей

Карниз между этажами

Цокольный карниз. Как правило, он снабжается отливом

Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.

Розетка – круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.

Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов. При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям.

Фреска на фасаде дома

Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.

Барельеф в современной архитектуре

Арка – сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.

Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.

На этом изображении филенки располагаются под окнами

Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения

Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.

Пример использования консолей

Балюстрада – ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.

Колонна и ее составные части

Отдельно стоит выделить такой архитектурный элемент здания, как колонна. Это столб круглого или прямоугольного сечения, используемый в качестве как несущей детали, так и украшения внешнего вида фасада. Изготавливается из камня, дерева, металла и прочих строительных материалов. Условно колонну можно поделить на три части.

  1. База – нижнее основание колонны. Как правило, его диаметр больше, чем у основной части данного архитектурного элемента. База колонны должна быть очень крепкой, так как на нее давит значительная масса.
  2. Ствол или тело колонны – основная часть архитектурного элемента. Как уже было сказано выше, имеет квадратное либо круглое сечение. Иногда ствол колонны сужается к своей верхней части. Тело может быть как гладким, так и рельефным – с горизонтальными и вертикальными желобами.
  3. Капитель – верхняя часть колонны, как правило, больших размеров, чем ее основная часть. Равномерно распределяет нагрузку на ствол от поддерживаемой конструкции. Капитель снабжается лепниной, узорами консолями.

Колонна и ее составляющие элементы

Различные стили колонн

Также стоит отметить два подвида колонн – полуколонна и пилястра. Первая представляет собой архитектурный элемент в виде столба круглого или квадратного сечения, выступающий из стены на 50-75%. Как правило, устанавливается у дверных проемов и чаще служит не конструкционным, а декоративным элементом. Пилястра – небольшой вертикальный выступ, по своей форме и устройству напоминающий колонну. Выполняет исключительно декоративную функцию.

Полуколонны на углах здания

Пилястры, обрамляющие вход на фасаде

Архитектурные элементы оконных и дверных проемов

Перейдем к еще одной очень важной части фасада – оконным и дверным проемам. Рассмотрим основные декоративные элементы, используемые для их обрамления и украшения.

Архитектурные элементы оконных проемов

Сандрик – небольшой карниз, часто прямоугольной формы и с фронтоном, расположенный над окном, дверью и нишей. Снабжается лепниной, узорами и прочими декоративными элементами. Помимо функции украшения фасада, сандрик прикрывает оконные стекла от дождя.

Замковый камень – декоративный элемент клиновидной формы, располагающийся посередине карниза или сандрика оконного проема или арки.

Сандрик треугольной формы, снабженный фронтоном. Под ним можно обнаружить несколько замковых камней

Наличники – планки, установленные по краям оконного проема и ориентированные вертикально. Украшаются лепными деталям и резьбой. Дополняются откосами – металлическими или иными поверхностями, украшающими оконный проем по своей внутренней части.

Резные наличники на окнах деревенского дома

Лепной подоконник с консолями

Тимпан – плоскость фронтона над окном и под проемом арки, обрамляющим его. Украшается лепниной, розеткой, узорами, барельефами, а иногда – фресками.

Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада

Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.

    Гипс – минеральная осадочная порода естественного происхождения. Один из древнейших материалов, применяемых для изготовления архитектурных элементов фасада. Гипс пластичен и очень податлив в своей мягкой форме, но вместе с тем украшения и лепнина из него обладают большой массой и стоимостью. Размещать декоративные элементы из гипса можно только при наличии очень прочного фундамента и стен.

Консоль, украшенная лепниной из гипса

Декоративные элементы из пенополистирола

Видео — Фасадный декор: пошаговая инструкция монтажа

Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция

Рассмотрим поэтапно процесс установки архитектурных элементов для фасада, изготовленных из пенополистирола.

Список инструментов

В качестве вступления рассмотрим список инструментов, которые могут вам понадобиться для выполнения подобной работы.

Таблица. Установка архитектурных элементов фасада – список инструментов.

Элементы декора: многообразие декоративных предметов, роль в интерьере. Мастер-класс с фото по созданию предметов декора своими руками из подручных материалов

Непроизвольно внимание человека всегда захватывает что-то яркое, необычное, красивое. Глаз радуется. Вспомните, сколько удовольствия доставляют живописные пейзажи, открывающиеся из окна поезда, автобуса или автомобиля во время путешествий: красивая природа, новые незнакомые улицы с интересными домами, растениями вокруг.

Каждый с удовольствием рассматривает окружающее. Проходит сон и усталость. Чистота, яркие краски садовых участков, ухоженных строений благотворно воздействуют на человека.

Это своеобразный сеанс цветотерапии. Получив массу положительных эмоций, многие после возвращения домой что-то меняют, создают новое, более красивое.

Преображающая сила порядка и чистоты

Первоначально для любого интерьера или экстерьера важны порядок и чистота. Эти значимые условия способны преобразить даже те помещения, которые достаточно давно подвергались капитальному ремонту.

Порядок предполагает не только расположение вещей на своих местах, но и поддержание их в рабочем состоянии, устранение возникающих со временем внешних дефектов.

Если в какой-то период не хватает средств для глубоких перемен, обращения к специалистам, покупки новых дорогостоящих материалов, нужно набраться терпения, потратить какое-то количество времени, проявить фантазию и усовершенствовать необходимое собственноручно.

Читать еще:  Стеклянные теплицы самые дорогие

Дома всегда найдутся какие-то материалы от прежнего ремонта, которые можно использовать.

Трата времени на изготовление элементов декора тоже не будет раздражать, если с умом чередовать разные виды работ, а полученный результат и экономия вызовут приятные эмоции.

Виды декорирования. Фасадный декор

Живущим в квартире проще. Перед ними стоит более узкая задача: создание красивого уютного интерьера.

Жители частных домов сталкиваются с более сложными препятствиями: выцветает краска на заборе (если забор деревянный, то проблем ещё больше – может требоваться замена его определённых частей); дожди и бури повреждают крышу, которую тоже необходимо чинить; зарастает садовый участок – нужно красиво его почистить и декорировать; начинают крошиться ступеньки или фундамент дома и т.д. Это только то, что обязательно.

А ещё хочется сделать свой дом более привлекательным: добавить фонтанчик в саду, разместить гипсовые фигурки, украсить окна красивыми ставнями. Ведь каждая минута созерцания этой красоты будет приносить эстетическое наслаждение.

Декорирование бывает внутренним – интерьерным и наружным – фасадным. Наиболее часто ведётся речь об интерьерном декоре.

Фасадным обычно занимаются специализированные строительные организации. Но и сами хозяева могут дополнить работу мастеров своего дела уникальными элементами декора для дома: красиво расположить необычные светильники, украсить здание барельефами, ажурными коваными, деревянными изделиями с резьбой.

Различные виды декора на готовой мебели. Примеры работ

Для того, что бы заработать больше денег, привлечь дополнительных клиентов необходимо идти в одном направлении, но несколькими дорогами:так сказать дифференцировать свое предложение. Если вы хотите купить мебельный декор и разработать особенный дизайн для коллекции мебели, но у Вас еще не сложился образ новых моделей, то посмотрите примеры работ с накладным декором и, возможно, идея не заставит себя ждать.

Ниже приведены фото-примеры работ и рекомендуемый декор, который возможно использовать так или иначе при изготовлении мебели.

Рис.1 Гостиная, изготовлена из окрашенного МДФ, декорирована молдингом ПВХ SY-18 и накладным декором, подобным SY1065

Рис. 2 Изготовление фасадов с декоративными накладными элементами. Рекомендуем угловой декор и различного виды розетки .

Рис. 3 Элемент спальни (шкаф) декорированный накладным декором.

Рис.4.1 Очень часто мебельный декор применяют при декорировании кухонных фасадов, при чем не только молдинги для фасадов, но и розетки, которыми дополняют образ колонн кухонной мебели.

Рис. 5. Молдинги часто используются не только на фасады, но и для украшения кухонных карнизов. Например, для создания можно использовать молдинг SY — 159 в комплекте с накладным вертикальным декором SY-10141-1# или SY-0962#

Рис.6 Пример использования молдинга SY-18 на карнизе кухни

Рис.7 Для завершения коллекции мебели: спален, гостиных или обеденных групп необходимо не только декорирование фасадов, торцов мебели, но и создание стульев и пуфов. На рисунке, пример использования опор высотой 405 мм для пуфов и высотой 715 мм для обеденных столов в классическом стиле.

Рис.8 Для придания плавности линиям угловые элементы шкафов делают радиусными и декорируют специальными накладками с внутренним радиусом, такими как SY-09168#, SY-11142# или SY-11143#. Ниже приведены примеры использования декоров ПВХ на коллекции мебели. Здесь использованы: молдинг ПВХ SY-95# для отделки фасадов, и декор SY-11142# для декорирования угловых частей шкафов.

Рис.9 Использование молдингов и декоров на карнизах кухонь это не просто удобно, но и очень красиво. Кроме того, часто полки кухонь сделаны с использованием балясинок SY-09133#. Эти элементы бывают радиусные или прямые, в зависимости от того, где располагается открытая полочка кухни.

Для того что бы создавать красивую мебель можно использовать различные виды декоративных элементов:

  • деревянные накладки для мебели
  • декор из полиуретана
  • накладной декор из пульпы (смесь древесной пыли и пластификаторов)

Мы же предлагаем Вам, воплотить свои идеи без использования дорогих материалов, особенно если вы работаете в сегменте «эконом». Молдинги ПВХ, накладной декор и опоры АБС прекрасно окрашиваются, благодаря гладкой поверхности отлично выглядят под пленкой для мембранно — вакуумного прессования.

Для того, что бы выгодно купить накладной декор, Вам нужно прямо сейчас изучить каталог декоративных элементов и связаться с нами любым удобным для Вас способом: написать письм о или позвонить.

Будем рады сотрудничеству! Создавать красивую мебель не только просто, но и выгодно!

Как сделать

О чем стоит помнить при оформлении интерьера вашей квартиры? Как сделать интерьер самостоятельно: фото, примеры, практические советы и идеи от известных экспертов на ELLE Decoration.

Декорирование интерьера: 7 базовых правил

Как правильно расставить вазы, подобрать картины, сочетать аксессуары в интерьере? Советы профессионального декоратора, ведущего преподавателя Международной Школы Дизайна (IDS) Ирины Самохиной

1. «Рифмуйте» предметы

Первое и самое главное правило декора интерьера – сочетание одних элементов с другими, то есть «рифма». Подбирая различные картины, вазы, диванные подушки и т. д., подумайте о том, чтобы они сочетались с каким-либо объектом интерьера по цвету, форме или текстуре. Например, попробуйте применить для штор, диванных подушек и кресла или очень похожую ткань или одну и ту же, но с разными фактурами. Диванные подушки хорошо «рифмовать» с картинами над диваном – картину подбирайте так, чтобы в ней присутствовал цвет диванных подушек. Не обязательно подбирать предмет по цвету один в один, достаточно, чтобы цвета были очень похожи по тону.

2. Используйте два-три цвета

При оформлении открытых полок или стеллажей желательно ограничивать количество используемых цветов. Чтобы оформить композицию в едином стиле, используйте два-три цвета. Кроме того, общий тон коллекции на полках должен сочетаться с цветом комнаты. Что касается цвета самих полок, лучше отдать предпочтение нейтральным — черному или белому. Следует учитывать, что иной цвет полок тоже буде участвовать в композиции – и хотя бы один из предметов в композиции должен будет повторять этот цвет для «рифмы» (см. пункт 1).

3. Играйте на фактурах

При создании монохромного или ахроматического интерьера всегда используйте разнообразные фактуры. Без фактур монохромный интерьер выглядит скучно. Здесь вам поможет принцип «трехкомпонентности»: сочетайте в одном интерьере не менее трех разных фактур, например, глянцевые, матовые и объемные.

4. Используйте нечетное количество орнаментов

Если вы используете в интерьере несколько орнаментов, проследите, чтобы их количество было нечетным. Четное количество орнаментов труднее соединить в единый образ из-за особенностей восприятия. В случае сочетания нескольких орнаментов один из них должен быть крупнее или занимать наибольшую площадь. Орнаменты должны быть разной величины.

5. Ваз много не бывает

Прежде чем покупать вазу для интерьера, решите, зачем она вам нужна: для создания настроения в интерьере, для поддержания стиля или для того, чтобы расставить цветовые акценты — вазы прекрасны своим разнообразием. Если нужно подобрать несколько ваз, хорошо работает правило: «одна форма — разный цвет» или «один цвет -разная форма». Это привнесет необходимое разнообразие и не позволит получить скучный образ.

6. Не забудьте про живопись

Жестких правил соответствия живописи и стиля интерьера на сегодня не существует. Простой путь — подбирать живопись в том же стиле, в каком оформлен интерьер. А можно действовать по принципу контраста: современное искусство прекрасно смотрится в традиционном интерьере, а рисунки старых мастеров — в современном лофте.

7. Экспериментируйте!

Периодически меняйте декор комнат и не бойтесь экспериментов. Ведь простая смена экспозиции заметно меняет настроение всего интерьера. Это может показаться сложным только на первый взгляд, но уже после пары-тройки экспериментов у вас будет получаться вполне достойный результат.

Узнать больше правил и приемов работы с аксессуарами, научиться правильно подбирать и сочетать различные детали, а также создать интерьерный коллаж по всем правилам вы сможете на Design Weekend с Ириной Самохиной , который пройдет в Международной Школе Дизайна 16 апреля.

Читать еще:  Способы выращивания помидоров в теплицах и в домашних условиях

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Выбор и монтаж фасадного декора из разных материалов

Финишный этап наружной отделки частного дома — декорирование фасада. Украсить стены можно лепниной, элементами из архбетона, пенополистирола, оселкового мрамора или другого материала. Украшенный фасад придаёт дому выразительность и неповторимый облик, причём отделка может быть выполнена в любом стиле.

Названия основных элементов

Знать терминологию нужно затем, чтобы было проще объяснить дизайнеру и продавцу материалов, что вам нужно. У каждого элемента фасадного декора есть точное название. Наиболее часто применяются следующие:

  • фриз — обрамляющая полоса;
  • ствол — основная вертикальная часть колонны;
  • русты — накладки, которые крепятся на углы стен;
  • филёнка — узкий обрамляющий элемент в виде полосы;
  • розетка — круглый элемент, укрепляемый на стену;
  • молдинг — карниз между этажами;
  • кронштейн — деталь крепления подоконника;
  • узор — рельефный или плоский рисунок;
  • наличник — выступающий элемент, обрамляющий окно;
  • пилястра — выступ на стене, повторяющий контурами колонну;
  • капитель — верхняя деталь колонны;
  • балясина — часть ограждения лестницы;
  • горизонтальный карниз;
  • замок — деталь колонны, имитирующая крайний камень;
  • сандрик — горизонтальный карниз.

Весь декор фасада можно разделить на 3 большие группы: лепнина, молдинги, изделия для оформления оконных и дверных проёмов. Лепнину делают из разных материалов, причём внешний вид элемента во многом зависит от того, где он расположен. Если архитектурная конструкция будет обозреваться с близкого расстояния, материал для неё должен выглядеть безупречно. Элементы, которые расположатся высоко, можно сделать из современных искусственных материалов. Они доступнее по цене, чем некоторые традиционные, но не уступают им по долговечности и прочности.

Молдингами называют изделия, ориентированные горизонтально. Это карнизы, короны, подоконники, наличники. Внешне они представляют собой рельефные планки. Благодаря молдингам, укреплённым на арках, стенах, потолке, окнах и дверях, здание приобретает целостный и законченный вид.

Декор дверей и окон состоит из наличников, подоконников, постаментов и перекрытий. Используемые материалы не должны выбиваться из общего стиля оформления. Желательно придерживаться такого правила: высота окна с учётом декоративных элементов должна превышать ширину в 1,5−2 раза.

Выбор материалов для облицовки фасада

Отдавая предпочтение тому или иному варианту, нужно ориентироваться не только на стоимость: характеристики и внешний вид тоже имеют значение. Все варианты хороши по-своему, но у каждого есть особенности, о которых полезно знать застройщику.

Литьевой гипс

Гипсовую лепнину применяют для украшения наружных стен сравнительно редко. Такой декор сравнительно непрочен, портится под воздействием сырости и перепадов температур. Гипсовые детали много весят, дорого стоят и сложны в монтаже. До наших дней дошли гипсовые украшения на фасадах дворцов, театров и других шедевров архитектуры, возраст которых насчитывает десятилетия и даже века. Но дело в том, что раньше смеси, из которых делали элементы декора, изготавливались по особым рецептам, и секрет их создания безвозвратно утрачен.

Полимербетон

Изменяя свойства гипса путём добавления к нему всевозможных компонентов, учёные создали полимербетон. По красоте он не уступает гипсу, но более долговечен и стоек к изменчивым погодным условиям. Лепнина из этого материала не боится морозов, сырости, жары и ультрафиолетовых лучей. Декоративные фасады из полимербетона позволяют в точности воссоздать облик старинного здания и замысловато украсить современный дом.

Компоненты, из которых делают смесь:

  • смола;
  • кварцевый песок;
  • щебень;
  • красящее вещество.

По внешнему виду полимербетон очень похож на натуральный камень, при этом он может имитировать различные породы. При монтаже изделий не возникает сложностей, они имеют небольшой вес, а форма и размер могут быть любыми, в зависимости от того, что захочет заказчик. Кроме фасадного декора, полимербетон применяется для изготовления лестничных перил, колонн.

Стеклофибробетон

По свойствам и структуре этот материал близок к природному камню, но его не добывают, а изготавливают из искусственных волокон. Декоративные элементы из стеклофибробетона крепят на поверхность фасада. Обычно они имеют толщину не более 25 мм.

Преимущества архитектурных изделий из фибробетона:

  • возможность небольших деформаций без появления трещин;
  • простота монтажа;
  • лёгкость;
  • стойкость к переменам влажности и температуры;
  • повышенная прочность.

Стеклофибробетон не увеличивает нагрузку на фундамент, что особенно важно, если речь идет о реставрации старинного здания, представляющего собой архитектурную ценность. СФБ подходит и для создания вентилируемых фасадов, что доказывают реализованные проекты.

Пенопласт

Главное достоинство пенопласта в том, что он дешёвый. При желании пенопластовый декор можно изготовить своими руками, поэтому материал очень востребован и применяется в оформлении загородных и городских домов, таунхаусов, коттеджей.

Плюсы пенопластовых изделий:

  • удобство монтажа;
  • стойкость к изменениям температуры;
  • невосприимчивость к влаге;
  • лёгкость.

Важно и то, что между соседними элементами не видно швов. Но пенопласт непрочен, для него нужна надёжная основа. Элементы, которые делают из этого материала:

  • архивольты;
  • сандрики;
  • карнизы;
  • пилястры;
  • капители;
  • балюстрады;
  • колонны.

Пенополиуретан

Это современный материал, из которого можно создавать рельефные фигуры любой сложности. Пенополиуретан сравнительно лёгкий, долговечный, хорошо крепится и не боится температурных перепадов. Здания, декорированные пенополиуретановыми изделиями, выглядят респектабельно и благородно.

Декорирование фасада своими руками

Подготовка к монтажу начинается с раскладки элементов таким же образом, как они будут расположены на фасаде. Для начала следует составить план-схему. Даже если элементов немного, этот этап пропускать нельзя: может оказаться, что некоторые изделия необходимо подрезать.

Поверхность фасада тщательно подготавливают: выравнивают поверхность штукатуркой, затем шлифуют и грунтуют. Затем отмечают, где будут располагаться изделия и крепёж. Желательно, чтобы стыки были симметричными, так как они немного заметны. Чтобы лепнина не сползала до высыхания клея, её дополнительно укрепляют мультишипами. Располагать их следует с шагом около 50 см. На каждый короткий элемент должен приходиться 1 мультишип, на длинный — 3 или больше.

Тестовую сборку конструкции на мультишипы делают без применения клея. Начинать нужно с нижнего левого края, оставляя зазоры в 3−4 мм. Удобно соблюдать это расстояние, используя пластмассовые крестики. Когда конструкция будет полностью готова, снимают одну деталь, зубчатым шпателем наносят клеящий состав на тыльную и боковые стороны, сажают на мультишип. Давить нужно не сильно, но так, чтобы изделие плотно прилегало к поверхности. Аналогично приклеивают остальные элементы.

Когда клей высохнет, его излишки удаляют, чтобы в местах стыков получились небольшие углубления. В дальнейшем их заполняют акриловым герметиком. В итоге между соседними деталями должен получиться ровный желобок. Заключительный этап — окрашивание, если оно предусмотрено проектом. Для фасадов применяют красители на водной основе. Для некоторых деталей делают металлические укрывы, задача которых — защитить конструкцию от попадания осадков.

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Читать еще:  Что можно выращивать в теплице совместно с огурцами

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector