6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Различия в понятиях ниваки и садового бонсая

НИВАКИ или САДОВЫЙ БОНСАЙ – ЧТО ЕСТЬ ЧТО и КАК СОЗДАТЬ ШЕДЕВР В СВОЕМ САДУ. Часть 1 (японские стили ниваки)

Изысканный ландшафтный дизайн с маленькими прудиками, альпийскими горками, беседками и причудливой формы кустами и деревьями все чаще и чаще можно увидеть на разных по форме и размерах загородных участках. Сравнительно недавно на них начали появляться деревья причудливой формы, которые за сходство с давно известными маленькими деревцами стали именовать садовым бонсай.

Однако это не совсем корректно – в японской традиции садоводства подобные деревья имеют название ниваки и свои довольно строгие каноны формирования. В одной статье, разумеется, невозможно рассмотреть все нюансы, поэтому здесь мы вкратце познакомимся с основными стилями. А для желающих самостоятельно сформировать ниваки в своем саду рассмотрим техники и общий алгоритм работ Также, в специальном питомнике можно выбрать и приобрести уже готовое ниваки.

Сад любого размера в Японии это не просто место отдыха и любования чудесным пейзажем из растений. Это часть древней культуры, философии, религии и способ самопознания. Поэтому внешний вид и месторасположение почти всех деревьев и кустарников несет определенную смысловую нагрузку, в большинстве случаев скрытую от европейца.

Ниваки (庭 – нива (сад) и 木 – ки (дерево)), в отличие от бонсай, не ограничено по высоте и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере (плошке). Поэтому ниваки не ограничивают в питательных веществах и не пересаживают. В остальном применяются практически те же техники формирования с использованием обрезки и установки растяжек и распорок.

Изначально ниваки формировались в японских дзен буддийских садах в Киото и окрестностях, и для их создания использовалась местная растительность: сосна, клен и камелия. Но со временем ниваки стали формировать практически со всех видов хвойных и лиственных деревьев японских островов, подбирая для каждого наиболее подходящий стиль.

Придя в Европу, традиция ниваки столкнулась с другой культурной средой и климатическими условиями. Это обусловило иные эстетические каноны и виды деревьев, что в результате привело к возникновению европейского ниваки или, как его чаще называют, садового бонсай.

Если рассматривать эти различия в культурном аспекте, то японское ниваки стремится подчеркнуть воздействие на дерево естественных сил природы, а европейский садовый бонсай – торжество над природой человека.

В техническом плане различия проявляются в том, что японцы используют длительный процесс обрезки ветвей, а европейцы более быстрый метод стрижки «лап», который они довольно давно и хорошо освоили при создании топиари. Также европейцы более раскованы касательно строгих канонов стилей, что приводит к возникновению новых форм и, в свою очередь, оказывает влияние на японское ниваки.

СТИЛЬ НИВАКИ

Согласно японским канонам ниваки повторяет стили бонсай только в больших масштабах. Работы проводятся как над формированием ствола и скелетных ветвей, так и кроны дерева. В первом случае к названию стиля прибавляется суффикс шитатэ (仕立て). При этом выделяют восемь основных классических стилей ниваки.

Тёкан (直幹, прямой ствол) – сформированная одним вертикальным прямым утолщающимся книзу стволом классическая форма. Боковые ветви при этом должны располагаться параллельно поверхности земли.
Сокан (双幹, близнецы или раздвоенный ствол) – дерево сформировано с раздвоенным как можно ближе к земле стволом.
Сякан (斜幹, наклонный ствол) – сформированная одним прямым стволом под углом к плоскости поверхности земли наклонная форма. Такие деревья чаще всего располагают на берегу водоемов с наклоном к воде.


Кэнгай (懸崖, поникающий ствол или каскадный стиль) – ствол дерева при формировании направляют вниз, ниже уровня его основания. Ниваки в этом стиле располагают возле водопадов, над которыми оно нередко свисает с искусственно созданной скалы.
Монкабури (門かぶり, дерево над входом) – после формировки над входом в сад должна быть горизонтально расположена одна длинная нижняя ветка дерева. В Японии монкабури считается символом успеха и удачи.


Киотосская форма (DaiSugi или Kitayama Sugi)– возникла в свое время в Киото при заготовке древесины криптомерии, когда из поросли на пеньках формировались новые стволы. В Японии для нее используют только криптомерии, но в нашем климате для этого лучше всего подходит ель обыкновенная.
Котобуки (寿, иероглиф «счастье») – форма очертаниями похожа на иероглиф «счастье». Нижние ветки обязательно прикрывают каменный фонарь или камень. По японской традиции формируют в саду как дерево-оберег.
Моёги (模様木, извилистый ствол) – ствол дерева формируется извивающимся в одной плоскости подобно синусоиде. Подстилем моёги является банкан, когда ствол дерева искусственно состарен и довольно сильно закручен в виде спирали.


Помимо основных, также пользуются заслуженной популярностью следующие стили формирования ствола и скелетных ветвей дерева.

Тякан (多幹,многоствольный) – основной ствол дерева не одинок, а разделяется на совокупность идущих с одного уровня лидеров.
Эда-сукаши (枝透かし, прозрачная ветка) – прореженные ветки призваны подчеркнуть природные тенденции роста дерева.
Кобуши (拳, кулак) – прореживание веток осуществляется с целью акцентирования на их архитектуре. Для этого каждую осень срезается весь прирост за текущий год, что в результате приводит к образованию на ветвях узловатых утолщений и наростов в виде «кулаков».


Различие в методах формирования силуэта кроны определяет свои стили, для обозначения которых используется суффикс зукури (造り). Наиболее часто встречающимися в этом случае являются следующие стили.

Тама-зукури (玉造り, стиль шаров или мячей) – «лапы» имеют шарообразную или яйцеподобную форму. Для этого стиля существуют два подстиля или разновидности: плотно упакованные соприкасающиеся шары, которые закрывают ствол; разреженные шары, сквозь которые просматриваются ствол и ветви. Поскольку этот стиль требует использования ножниц для обрезки, то его еще так и называют карикоми-басами (刈込み鋏– ножницы для обрезки).
Мацу-зукури (松造り, стиль сосны) – традиционный стиль для формирования сосны, которая играет одну из ведущих ролей в японских садах. Применяя этот стиль, мастера часто стремятся придать дереву образ горы.


Дан-зукури (段造り, стиль шагов) – ветви с хвоей (листьями) расположены по бокам ствола пошагово в шахматном порядке образуя ступени своеобразной лестницы.
Кай-зукури (貝造り, стиль ракушек) – форма сформированных хвоей (листьями) «лап» напоминает плоскую раковину моллюска.
Хако-зукури (箱造り, стиль коробки) – «лапам» придается форма прямоугольной или квадратной «коробки».

Европейское ниваки

Особенности

Понятие «бонсай» означает «дерево в чаше» и, в общем-то, не имеет ничего общего с растениями, которые выращиваются в садах. Искусство выращивания растений в плоских горшках или чашах до взрослого состояния путем их обрезки и придания соответствующей формы насчитывает в Китае около 1500 лет. Позднее эта традиция стала популярной в Японии. Истинные бонсай появляются не в результате буйной фантазии садовода, они формируются с учетом определенного стилевого направления строго в зависимости от тенденций естественного роста используемого вида растения.

Таким образом, растения в стиле бонсай, о которых мы говорим, таковыми, строго говоря, не являются. В некотором смысле они лишь копируют настоящие бонсай. При этом совсем молодому и небольшому растению придается живописный вид взрослого растения. Такое растение выращивают в грунте. Его высота ограничивается 150-500 см, в то время как настоящие бонсай всегда растут в небольшом плоском горшке, сохраняя высоту от 20 до 80 см.

Формы растений, которые мы в данном случае именуем бонсай, скорее восходят к менее известному в Европе виду стрижки ниваки.

Этот стиль играет в японских садах значительную роль и представлен в них наряду с обрезанными в виде подушек кустами (карикоми), скальными и водными композициями. Форму ниваки растения могут иметь и без вмешательства человека (например, клен, сакура). Однако соснам форма старых растений чаще придается стрижкой. Они, собственно, и являются наглядным образцом для европейских форм в стиле бонсай.

Ниваки — форма в стиле бонсай (европейская формировка).


Для создания формы в стиле бонсай у этой выросшей без вмешательства человека сосны (на рисунке слева) удаляют часть ветвей (на рисунке в центре). Оставшиеся ветви частично превращают в «подушки», а частично удаляют по мере их роста.

Создание искусственных форм

На стадии предварительной подготовки разветвленные, наиболее живописные деревья (как правило, сосны) прореживают: удаляют часть ветвей, а оставшиеся немного укорачивают, чтобы они не были слишком тонкими.

При создании искусственных форм сосен следует помнить следующее:

  • нельзя удалять сразу слишком много молодых, покрытых хвоей ветвей;
  • всегда необходимо оставлять достаточное количество питающихся от корней побегов;
  • в итоге постепенно, в течение нескольких лет удаляются ненужные ветви, и в результате на оставшихся ветвях будут образовываться более крупные «тарелки»;
  • соответственно виды растений с более интенсивным образованием ветвей можно обрезать весной короче;
  • чтобы в будущем растение выглядело живописнее, оставшиеся ветви необходимо расположить по возможности равномерно, причем они не должны расти из одного и того же побега, перекрещиваться или переплетаться. В некоторых случаях боковые ветви отгибают с помощью тесьмы или проволоки в горизонтальное положение или даже отклоняют их вниз (в Европе применяют редко), чтобы создать иллюзию состарившегося растения с растущими горизонтально и свисающими вниз боковыми ветвями.

Существуют различные типы оформления растений в стиле бонсай. Некоторые из таких растений выглядят более прореженными, неплотными, другие же — более густыми.

Существуют формы, приближенные к естественному виду растения, а также формы, стилизованные под бонсай в существенно большей степени.

В Европе растения часто обрезают таким образом, что образуется нечто среднее между помпонами и формой в стиле бонсай. По сути, такие формы нельзя однозначно отнести ни к одной из вышеупомянутых категорий. Часто у садовника, который создает искусственные формы, следующего своей интуиции, случайно могут получиться формы, похожие на бонсай. Например, особенно живописные растения можно оформить таким образом, чтобы растение начало расти косо, а его ствол со временем приобрел оригинальную изогнутую форму.

В результате обрезки на концах ветвей из молодых побегов постепенно образуются «тарелки», «миски», «подушки», «облака» или «шары». В первые годы каждый новый побег усекается примерно на треть своей длины для поддержания зримого роста растения, Когда через 4-8 лет растение, подвергающееся фигурной стрижке, достигает желаемого размера, побеги удаляют практически целиком, оставляя от них по несколько миллиметров. А еще через несколько лет срезают и их остатки для получения необходимой формы.

Для получения особенно широких плоских «тарелок» можно использовать две небольшие рамки. Их изготовляют из трех бамбуковых палок длиной около 40 см, соединенных друг с другом под прямым углом. Затем к ним привязывают горизонтально боковые побеги, ускоряя таким образом рост «тарелки» в ширину. Также, с целью ускорения образования плотных тарелок, используют скручивание веток и фиксирование их специальными синтетическими обвязками.

Читать еще:  Теплицы из поликарбоната отличаются высокой прочностью

Отличия ниваки от формировки под бонсай:

Бонсай (бон-растение, сай-блюдо) – растение на блюде с ограниченной корневой системой, которая, при этом, отмывается и формируется.

  1. У бонсай укорачивают, разрезают и расширяют ствол у основания, сдирают кору, умертвляют и отбеливают ткани ствола – чего у ниваки не делают.
  2. Ниваки (нива – сад, ки — дерево) – садовое дерево у которого корневая система специально не формируется, но раз в 2-3 года растения пересаживается согласно общепринятым технологиям в питомниководстве. В Европе раз в 3-4 года по причине того, что в Японии более тёплый и влажный климат, поэтому растения в 1,5-2 раза быстрее растут.
  3. Надземную часть бонсай обрезают и выщипывают, а ниваки, чаще всего, формируют стрижкой.
  4. Бонсай фиксируют мягкой проволокой, а ниваки – бамбуком и специальными натуральными верёвками.
  5. У бонсай обязательными составляющими есть стиль (правило треугольника), вид, время, а у ниваки это не обязательно.
  6. У бонсай не «миски», а «локти» и они, в отличии от ниваки, не имеют ровных поверхностей.

Ниваки и садовый бонсай: кусочек живой Японии в вашем саду (35 фото)

В некоторых садах и на дачных участках иногда можно встретить деревья причудливой формы: с изогнутым или множественным стволом, тарелками на редких ветвях.

Получены такие деревья самим человеком в результате применения к ним специальных техник. У нас принято такие техники обозначать обобщенным словом садовый бонсай, а в Японии – стилем ниваки.

Рассмотрим более подробно, что понимают под этими словами и как своими руками получить подобные чудесные творения.

Различия в понятиях ниваки и садового бонсая

Искусство изменять форму кроны и ствола дерева впервые появилось в Японии и стало именоваться стилем ниваки. На его основе появилось множество подстилей, каждый из которых подробно описывает технику конкретного видоизменения.

Позже данное искусство стало завоевывать своих поклонников из других стран мира и, таким образом, распространяться по всему миру.

Стиль ниваки пришел и в Европу, где уже имелась своя собственная европейская школа декоративного садоводства. На основе ниваки и местных условий получился новый стиль, который стал называться садовый бонсай.

Получается, что если ниваки – это чисто японское искусство изменения формы кроны и ствола деревьев в декоративных целях, то садовый бонсай – это синтез ниваки и европейских техник декоративного садоводства применительно к европейским условиям.

Отсюда во многом схожесть японского и европейского стилей, но есть и различия: европейцы при обработке предпочитают применять быструю стрижку, тогда как японцы – медленную обрезку веток деревьев.

На самом деле данные стили различаются не только техникой, но и с философской точки зрения. Принято считать, что стиль ниваки демонстрирует победу природных сил над растениями, тогда как садовый бонсай – человека над природой.

Выбираем растения для ниваки и садового бонсая?

Перечислим наиболее распространенные виды: можжевельник китайский, можжевельник чешуйчатый, сосна черная, сосна многоцветная, сосна обыкновенная, тисс ягодный, бересклет крылатый, бересклет европейский, вяз многолистный, вяз шершавый.

Как видно из вышеуказанного списка, большинство растений являются хвойными деревьями.

Основные направления стиля ниваки и их характеристики

Рассмотрим более подробно ниваки как стиль-основоположник и входящие в него подстили.

Все техники можно разделить на две основополагающие группы – техники по обработке кроны дерева и техники по работе со стволом и скелетными ветками дерева.

Читайте также: топиарные сады и как создать их на дачном участке.

A. Подстили, изменяющие крону:

  1. Дан-зукури: формирование веток дерева в шахматном порядке, в результате чего получается своеобразная лестница.
  2. Кай-зукури: получение листвы на ветках в виде ракушек.
  3. Хако-зукури: формирование листвы в виде куба или параллепипеда.
  4. Тама-зукури: листва формируется в овальном или шарообразном виде.
  5. Мацу-зукури: формирование листвы на ветках в форме горы.

B. Подстили, изменяющие ветки и ствол дерева:

  1. Текан: характеризуется расположением нижних ветвей дерева строго параллельно плоскости земли при прямом стволе.
  2. Сокан: характеризуется раздвоением ствола как можно ближе к поверхности земли.
  3. Сякан: ствол наклоняют под определенным углом к плоскости земной поверхности.
  4. Кэнгай: ствол направляют вниз, ниже расположения основания дерева.
  5. Монкабури: характеризуется вытянутым, удлиненным и параллельным расположением одной из самых нижних веток относительно земной поверхности.
  6. Киотосский стиль: главный ствол срезается; на основе оставшегося пенька далее формируются несколько новых стволов из поросли.
  7. Котобуки: используется как дерево-оберег, поскольку очень схож по форме с японским иероглифом, символизирующим счастье: нижние ветви должны прикрывать камень, расположенный под ними.
  8. Моеги: ствол извивается в виде синусоиды.
  9. Банкан: ствол формируется в виде спирали и подлежит последующему состариванию.

Основы техники садового бонсая

Остановимся на более привычной и широкораспространенной среди европейцев технике проведения садового бонсая. Применяя нижеизложенную технику, можно собственноручно получать в своем саду деревья такой же причудливой формы, которыми так славятся японские сады.

  1. Для проведения садового бонсая подбирается крепкое, здоровое дерево, чтобы оно было способно вынести все изменения и не погибло в процессе обработки.
  2. С наступлением весны у дерева далее обрезают все лишние ветки, оставляя лишь те, на которых впоследствии планируется проводить технику формирования листвы.
  3. После этого удаляют все лидирующие побеги и почти все мутовки, оставляя лишь некоторое их количество с таким расчетом, чтобы получалось постепенное их уменьшение при движении по направлению от основания дерева к вершине.
  4. Теперь посредством использования различных распорок и растяжек управляют направлением роста веток. Важно при этом получить их равномерное расположение вокруг оси ствола дерева.
  5. На следующий год производят удаление на ветках всех мутовок. Оставляют лишь самую крайнюю и мутовку с ней рядом расположенную (если таковая имеется). Идея этого этапа – усиление в месте формирования будущих тарелок роста веток и листвы с целью получения тарелок большего размера.
  6. В последующие годы те мутовки, которые остались, подрезают на 1/3 их длины для того, чтобы удалось сформировать задуманную форму тарелок.
  7. Обслуживание и уход в основном сводится к прореживанию и стрижкам с целью предотвращения чрезмерного разрастания тарелок и их разлахмачивания. В год в среднем проводится порядка шести стрижек.

Садовый бонсай – искусство, на овладение которым может уйти довольно много времени. Порой одна незначительная ошибка может разом перечеркнуть все труды или исправить которую будет в последствии уже крайне сложно.

Садовый бонсай ниваки — фото галерея

Грамотно практикуя садовый бонсай, вы получите истинное удовольствие от общения с природой, а впоследствии сможете любоваться сами и поражать взоры посетителей вашего сада результатами собственноручного труда. Вот еще фото использования ниваки в ландшафтном дизайне на даче или в саду вашего загородного дома:

Бонсай или ниваки?

Несколько лет назад мне довелось побывать в Голландии. И ни знаменитые ветряные мельницы, ни каналы, ни сыр, ни обработка алмазов не произвели на меня такого впечатления, как парк Мадуродам в Гааге. В этом парке представлены уменьшенные в 25 раз дворцы, каналы, морской порт, стадион, поля тюльпанов и многое другое. В соответствии с размерами всех объектов высота деревьев и кустарников не превышает 60 см, причем это не экзотические растения, а хорошо знакомые каштаны, клены, липы и многие другие виды привычных для нас деревьев.

Высоту и пропорции этих растений поддерживают в течение многих лет благодаря применению специальных приемов стрижки. Иногда в рекламных буклетах пишут, что это деревья в стиле бонсай. На самом деле, растения небольшой высоты, выращиваемые в грунте, являются образцами ниваки (Niwaki), в то время как бонсай всегда выращивают в небольшом плоском горшке.

маленькие деревья в Мадуродаме

растения в 25 раз меньше своего оригинала

Бонсай

Бонсай – искусство выращивания копии дерева в миниатюре. Понятие «бонсай» («бон» – растение, «сай» – блюдо), означающее «дерево в чаше» или «дерево на подносе», происходит от китайского «пэнь-цай». Традиция бонсай возникла около 2000 лет назад в Китае, а позднее стала популярной в Японии. Бонсай выращивают в помещении или на столике возле дома. Их высота не превышает 80 см, а возраст некоторых экземпляров достигает 500–700 лет. Однако искусство бонсай состоит не только в том, чтоб сохранить жизнеспособность дерева на сотни лет, а и в том, что 20-летнее дерево выглядит как 60-летнее, а 30-летнее – как 200-летнее.

Ниваки

«Ниваки» в переводе с японского означает «садовое дерево» («нива» – сад, «ки» – дерево). Этот термин используется для обозначения деревьев и кустарников, когда они подстрижены или сформированы особым образом. Ниваки обязательно выращивают в садовом грунте как часть садового ландшафта (скальных и водных композиций). Высота ниваки может достигать нескольких метров.

Чем же еще отличаются ниваки от бонсай?

1. Корневая система растения бонсай ограничена сосудом, в котором выращивается, ее периодически отмывают и формируют.
2. Cтвол растения бонсай укорачивают, разрезают и расширяют у основания, сдирают кору, умертвляют и отбеливают ткани ствола, а у ниваки этого не делают.
3. Корневую систему ниваки специально не формируют, но растения пересаживают в Европе раз в 3–4 года, а в Японии – раз в 2–3 года, потому что в более тёплом и влажном климате растения быстрее растут.
4. Надземную часть растений бонсай обрезают и выщипывают, а ниваки формируют стрижкой.
5. Бонсай фиксируют мягкой проволокой, а ниваки – бамбуком и специальными натуральными верёвками.
6. В облике бонсай обязательно просматривается треугольник (Бог-Земля-Человек или Рождение-Жизнь-Смерть), а в облике ниваки это не обязательно.

Стрижку в стиле ниваки применяют, чтоб обычное растение выглядело естественно, но имело небольшие размеры. И такие растения очень хорошо выглядят на небольших по площади участках.
Когда культура ниваки пришла в Европу, она несколько изменилась с учетом особенностей климата и менталитета. Появились приемы, позволяющие создавать красивые формы, стилизованные под японский ниваки.

Отличия европейского ниваки от японского

В Японии ниваки обрезают с раннего возраста специальными маленькими ножницами, а в Европе – начиная с 10–15 лет с помощью пилы и секатора, а потом ножницами для стрижки. Японский ниваки фиксируют бамбуком и специальными натуральными веревками, а в Европе – синтетическими. Ветки японского ниваки, в отличие от европейского, не скручивают.

Для любителя-садовода представляет больший интерес формирование ниваки, а для любителя комнатных растений или обладателя небольшой площади сада (или просто веранды) – формирование в стиле бонсай.

Бонсай в ландшафте сада

Интересно вырастить в цветочных горшках обычные для наших лесов лиственные деревья (клен, березу, граб, вяз, осину) и кустарники (боярышник), а также хвойные породы (лиственницу, сосну, ель, можжевельник). Главное, чтобы после обрезки быстро отрастали молодые побеги. Еще немаловажно, чтобы было красиво сформировано основание корней растения. Результаты формирования деревьев в стиле бонсай могут быть неожиданными. Так, у каштана очень красивые цветы и листья, но в бонсай они выглядят плохо. Напротив, боярышник в стиле бонсай оригинален, хотя в природе менее привлекателен.

Читать еще:  Что делать в саду в апреле

Местные породы деревьев использовать удобнее, так как лучше известны их потребности в качестве и структуре почвы, в освещении и влаге, а также возможные вредители и болезни. Наши деревья морозоустойчивы, их можно оставлять на зиму на веранде или в саду.

Если вы решили вырастить свой бонсай, нужно присмотреться к деревьям, растущим вокруг, обращая внимание на форму ствола (прямой, наклонный, согнутый, причудливой формы), кроны, расположение ветвей.

Форма дерева одной и той же породы зависит от места произрастания. На равнине и в густом лесу стволы деревьев вертикальные и стройные, на открытом месте и в разреженных насаждениях деревья больше растут вширь. На берегу моря крона больше развита в стороне, куда дует ветер. В горах – стволы имеют коническую форму. Форма каждого дерева одного и того же вида неповторима, а вкус человека различен как на разных континентах, так и в одной и той же семье. Поэтому возможности для творчества техника бонсай открывает неисчерпаемые.

Нюансы при выборе растения для бонсай

Высота растения бонсай может составлять от 8 до 130 см, независимо от возраста. Из деревьев с мелкими листьями можно сформировать бонсай любого размера. Для деревьев с крупным листьями или длинной хвоей важно сохранить пропорцию между размерами листьев и всего дерева.

Так, для бонсай высотой 8–20 см подходят можжевельник, ирга, рододендрон, ель;

  • 20–30 см – барбарис, клен полевой, бирючина;
  • 30–70 см – береза, лещина, клен американский, вяз, сосна обыкновенная;
  • 60–100 см – дуб, клен-явор, клен платанолистный, сосна крымская, лиственница, липа, ясень, клен американский, бузина;
  • 100–130 см – каштан, сосна черная, акация, бузина.

Для формирования бонсай можно использовать растения, выкопанные в природе, выращенные из семян или черенков, купленные в питомнике.

В природе лучше выбирать молодые экземпляры с компактной корневой системой. Такие растения выкапывают ранней весной, когда почва уже оттаяла, а рост растений еще не начался (примерно в апреле). Как правило, выкопанные растения можно сформировать в бонсай через 5–10 лет, а выращенные из семян или черенков – через 12–15 лет, причем техника и сроки применения разных приемов формирования зависят от породы деревьев.

Преимуществом использования для бонсай растений, выращенных в питомнике, является равномерно сформированная корневая система. Такие растения в конце зимы вынимают из контейнера, удаляют старую почву, проводят первую обрезку корней, высаживают в контейнер, заполненный почвенной смесью для бонсай. Если на верхушках побегов начали образовываться нормальные листья или хвоя, значит, растение укоренилось.

Основные приемы формирования бонсай

Обрезка ветвей. Лучше всего осваивать методику обрезки ветвей на быстрорастущих лиственных породах с мелкой листвой. Обрезку проводят зимой или ранней весной, когда растения находятся в состоянии покоя. Тонкие ветки и молодые побеги можно обрезать в течение года.

Обрезку проводят зимой или ранней весной, когда растения находятся в состоянии покоя.

При этом удаляют одну из расположенных друг напротив друга ветвей, перекрещивающиеся ветви, а также слишком тонкие и слабые, растущие от ствола.
Побеги и тонкие ветви обрезают узкими ножницами, ветви среднего размера – кусачками, толстые – складной пилкой, а неровности на стволе, оставшиеся после удаления толстых ветвей, – кусачками вогнутой формы.
Чтоб избежать проникновения патогенных бактерий и грибов, места срезов нужно обработать садовым варом или лаком-бальзамом на акриловой основе.

Обрезка побегов. Молодые побеги удаляют с помощью пинцета, ножниц или пальцами (прищипывают). Это нужно для того, чтобы растение равномерно росло во всех направлениях, а не только вверх.
Если нужно получить новые разветвления, побеги обрезают ножницами, что стимулирует образование большого количества почек. Если нужно приостановить рост побегов, верхушки прищипывают.
Побеги лиственных деревьев можно обрезать в течение всего лета. У маленького растения бонсай оставляют немного большую часть прироста побегов текущего года, чем у крупного.

Молодые побеги удаляют с помощью пинцета, ножниц или пальцами (прищипывают).

Молодые побеги хвойных обрезают или прищипывают только весной (с конца апреля до середины мая), а летом удаляют лишь очень интенсивно растущие побеги.

Обрезка листьев. Листья обрезают для того, чтобы их размер соответствовал размерам дерева. Перед обрезкой листьев и непосредственно после нее бонсай не подкармливают удобрениями и немного меньше поливают. После того как первые листья достигнут полного размера (в конце июня), их срезают, а через месяц на побегах отрастают новые, более мелкие и многочисленные листья.

После того как первые листья достигнут полного размера (в конце июня), их срезают, а через месяц на побегах отрастают новые, более мелкие.

У деревьев, листья которых расположены на длинных черешках, обрезают только листовые пластинки, оставляя черешки. Если листья не имеют черешков, их отщипывают или обрезают ножницами. Если летом появляются отдельные очень крупные листья, их нужно удалить.

фикус готов к формовке

обрезка листьев и придание формы

искусственное старение ствола

Придание определенной формы и направления ветвям и стволу бонсай. Для этой цели используют проволоку, скобки и другие приспособления. У хвойных необходимо фиксировать проволокой все ветви до самой верхушки побегов, но не допускать ее врастания в кору. У лиственных часто достаточно обрезать ветви. У деревьев с гладкой корой (вяз, клен, липа) проволоку при необходимости используют лишь на короткое время, так как следы от ее врастания в ствол остаются надолго.

Накладывать проволоку лучше всего одновременно с обрезкой – зимой или ранней весной, а снимать примерно через три месяца, но не раскручивать, а осторожно откусывать кусачками.
Используют обычно покрытую медью алюминиевую проволоку для бонсай диаметром 0,7–7 мм. Диаметр проволоки должен составлять треть диаметра фиксируемой ею ветки. Железная проволока не подходит, так как ржавеет.

Накладывать проволоку лучше всего одновременно с обрезкой – зимой или ранней весной, а снимать примерно через три месяца, но не раскручивать, а осторожно откусывать кусачками.

При первом формировании бонсай из исходного растения проволоку накладывают целиком на все ветви, причем ни одна ветвь не должна перекрещиваться с другой. Потом каждой ветке придают нужное направление и форму с помощью натяжных проволочных приспособлений.

Скобки из проволоки используют для изменения направления роста толстых ветвей и стволов. Под скобки подкладывают кусочки кожи.

Уменьшению размеров хвоинок способствует более редкий полив и внесение удобрений, использование более бедной почвенной смеси.

Для поддержания формы у сосны в период с апреля до начала мая выламывают (или обрезают кончиками ножниц) верхушки молодых побегов. У елей молодым побегам позволяют немного отрасти, а затем укорачивают их наполовину или на две трети. Благодаря этому в течение лета на покрытой хвоей части веток образуются почки, которые спустя год образуют новые верхушечные побеги. После отрастания их укорачивают на треть или четверть длины. В сентябре-октябре выщипывают или обрезают хвоинки прошлых лет.

Искусственное старение. Чтобы придать относительно молодому растению бонсай вид старого дерева, с помощью ножа или кусачек снимают кору с ветвей и ствола, оставляя полоски, по которым в крону будут поступать вода и питательные вещества.

Человек во все времена тянулся к прекрасному, создавая шедевры искусства на века. Сад – это тоже творчество, где каждый садовник может стать скульптором, художником или дизайнером, было бы желание. Возможно, вдохновившись древним японским искусством, вы попробуете вырастить бонсай самостоятельно и получите не только красивое растение, но и удовлетворение от процесса создания прекрасного, общения с растением. Об особенностях выращивания и ухода за растениями бонсай отдельных пород деревьев мы расскажем в следующих статьях.

Различия в понятиях ниваки и садового бонсая

Вы — мастер топиарного искусства. Как к этому пришли?

У каждого человека есть свои таланты и предназначение. Думаю, я на своём месте в этой жизни. Топиарные стрижки были для меня сначала увлечением, мне всегда нравилось созидать. Поэтому увлечение со временем переросло в нечто большее.

Топиарное искусство и ниваки для меня — это активный процесс бесконечного саморазвития и реализации фантазий.

Объясните, что такое ниваки? Это что-то сродни искусству бонсай?

Ниваки в переводе с японского: нива — сад, ки — дерево. Существует два способа их формирования, в японских и европейских традициях.

Если коротко, то различия заключаются в том, что японские ниваки — это мини-копии деревьев, отражающие воздействие различных сил природы. Именно они, согласно японским канонам повторяют стили бонсай, отличаясь только размерами и тем что растут в садах, а не в плошке.

Европейское же ниваки — это полёт фантазии. Здесь вы ограничены только размерами и возможностями исходного материала. Как правило, в этом случае используются смешанные техники формирования (и японские, и европейские).

Сколько лет требуется на то, чтобы сформировать ниваки? Такому растению необходим какой-то специфический уход?

Ниваки — уникальная вещь. Они как выдержанные алкогольные напитки, вкусовые качества которых с каждым годом становятся совершенней.

Сформировать ниваки можно за несколько часов, всё зависит от автора и творческого подхода. Только сначала это будет заготовка, с которой придётся ещё поработать, шлифуя форму.

Настоящая красота задумки начнет проявляться только через 4−8 лет. Срок зависит от культуры растений, из которых создаются ниваки.

Все эти растения требуют ежегодного сервисного обслуживания. Регулярно проводится не только санитарная обрезка и стрижка, но и обслуживание «лигатуры», способствующей формированию стволов и ветвей. Ну и, конечно же, без грамотного ухода не обойтись — растения должны быть здоровыми всегда.

Поддерживающая стрижка должна проводиться раз в год? Или есть растения, которым необходима более частая стрижка?

Если топиары будут выглядеть неухоженно, то вместо положительных эмоций будут вызывать только раздражение. Сроки и частота стрижек зависят от конкретной культуры, от скорости роста, от фазы развития растения.

Например, стрижка декоративно-лиственных связана с периодами цветения и закладывания цветочных почек. Топиарная форма и обильное цветение кустарника — вещь практически несовместимая. Если нет привязки к цветению, то стригутся от 2 до 4 раз за сезон.

То ли дело топиари и ниваки из хвойных, при готовой форме к ним достаточно подходить 1−2 раза за сезон.

У вас есть чемоданчик со специальным оборудованием? Какие инструменты всегда с вами?

У любого мастера есть инструмент, который используется в зависимости от задач. Минимум — это шпалерные ножницы, ножницы для одной руки, секатор и пила. С таким набором уже можно творить!

Читать еще:  Что главное в теплице

С какими растениями Вам нравится работать больше?

Даже по моим работам несложно догадаться, что мои любимцы — это, конечно же, хвойные. Они дают более широкий диапазон возможных форм и у них волшебные ароматы.

Если приходилось сталкиваться с ситуациями, когда вас приглашали для исправления чужих ошибок — в чём они заключались? И всегда ли можно внести правки?

Да, случается, обрезают больше или меньше, чем требуется при закладывании формы. Встречаются неправильные срезы, оставленные пеньки.

Есть растения, прощающие ошибки, но для придания формы и достижения декоративности при этом требуется дополнительное время. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда безвозвратно потерянные ветви у растений уже не вернуть. В таком случае приходится кардинально менять форму.

Вообще жалость и страх — это враги в топиарном деле. С ними довольно легко бороться, так как это от недостатка опыта и знаний.

Когда заканчиваете работу на объекте, даете какие-то особые рекомендации для хозяев?

Все очень индивидуально. Я могу дать рекомендации по уходу и срокам последующих корректировок. Дело в том, что топиар и ниваки — это ежегодная работа с растением, поэтому с клиентами мы всегда на связи, и я в любой момент могу ответить на возникающие вопросы.

Часто у нас складываются теплые дружеские отношения. Нередко клиенты заражаются любовью к стрижке и пробуют в свое удовольствие стричь сами, а я всегда рядом — готова помочь и словом и делом.

Я благодарна всем за теплое общение, за интерес к моему творчеству, за то, что пускают в святая-святых в свое личное пространство, свои сады, предоставляя мне возможность заниматься любимым делом.

Сад в стиле бонсай

Создавая сад своей мечты, как профессионалы, так и любители, нередко черпают вдохновение в работах японских ландшафтных архитекторов. Такой гармонии и положительной энергетики, которой насыщены все зеленые зоны Страны восходящего солнца, еще нужно поискать.

Отличительные черты садов в японском стиле — камни, вода, цветущие кустарники, светильники-пагоды и, конечно же, растения в стиле бонсай, которые на самом деле называются ниваки. Дословно «бонсай» переводится как «дерево в чаше», которое формируется особым образом за счет естественных особенностей роста. Ниваки изначально может быть любой формы, его выращивают в открытом грунте и с помощью различных инструментов придают ему черты, свойственные настоящему бонсаю. И это вполне оправдано: такая стрижка всегда выгодно выделяет растение на фоне остальных посадок.

Японская экзотика в белорусском саду

В японских садах стригут абсолютно все. По крайней мере, очень трудно найти дерево или кустарник, которые растут сами по себе. Их формируют постоянно. Из больших растений делают ниваки, остальным придают другие формы, как правило, шаровидные и подушкообразные. Таков уж японский стиль. В Беларуси стрижка зеленых насаждений только набирает обороты. Обычно, если речь заходит о глобальной обрезке (когда избавляются от лишних веток, усекают молодые побеги и ненужные корни), садоводам становится жалко своих любимцев. По-настоящему не боятся новых веяний пока только профессионалы. Они и пытаются приучить белорусов к стриженой экзотике, продавая в питомниках уже готовые «бонсаи» из сосны, арки из граба, а также другие виды растений в виде шаров, квадратов и спиралей.

Создание садового бонсая в японской технике, пожалуй, самый трудоемкий процесс. Проходят десятилетия, прежде чем ниваки, стоя под многочисленными подпорками и растяжками, окончательно примет нужную форму. Идею о том, что дерево можно гнуть на любой лад, подсказала сама природа: первые ниваки создали дождь, ветер и солнце. Искривленный ствол, эффект состаренной коры, прореженные ветви — многих восхищают подобные формы. Поэтому в ландшафтных посадках все чаще стали имитировать воздействие погодных явлений. И еще один интересный нюанс: стрижка, обрезка и искривление древесного скелета под бонсай помогают создать эффект взрослого дерева, поэтому даже молодое растение в стиле ниваки можно сделать 50-летним.

В белорусских садах ниваки используют как солитер, так и в групповых посадках, причем хорошо, если объединенные растения будут отличаться по размеру. Кроме того, ниваки — неотъемлемая часть сада в японском стиле, который в Беларуси тоже набирает популярность. Чаще всего у нас под бонсай стригут сосну обыкновенную и горную. Но кроме нее для этих целей можно использовать европейскую и сибирскую лиственницу, тую западную, можжевельники (средний, казацкий, китайский); из лиственных — боярышники сливолистный и однопестичный, мелколистный и шершавый вяз. Слива, груша, яблоня, клен и бересклет также подойдут для техники в стиле ниваки.

«Лицо» Монкабури или стили ниваки

Стрижка в стиле ниваки у японцев проходит в два этапа. Самый напряженный — первый, когда нужно определиться с растением, проверить, выдержит ли оно по истине стрессовые испытания. Показатели самочувствия будущего бонсая — длина последнего прироста, цвет и размер хвои или листвы. Если они соответствуют норме, можно приступать к санитарной обрезке. Кстати, подобные работы лучше проводить весной, пока не началось сокодвижение. Но это не касается корректирующей обрезки, которая длится весь весенне-летний период, в теплое время не рекомендуется удалять ветви, диаметр которых более 1 см.

Стоит учесть, что все ниваки имеют «лицо», т.е. самый выгодный в плане декоративности вид. С какой стороны он будет просматриваться — зависит от собственного эстетического вкуса. «Лицо», а также другие особенности растения помогут выбрать стиль, в котором и следует в дальнейшем формировать садовый бонсай. Если, например, ствол имеет зигзагообразный изгиб, то его лучше формировать в стиле Моёги — это когда ствол дерева искривляется в одной плоскости, но крона при этом должна быть сформирована в форме треугольника вершиной вверх. К слову, крону стригут треугольником практически всегда, исключение составляет вариант «Кэнгай» (каскадный стиль), при котором ствол направлен вниз, а крона находится ниже его основания. Бывает, что растение имеет второй ствол. Тогда применяется техника «Сокан». Формировка в классическом стиле называется «Тёкан», когда у будущего ниваки один прямой, утолщенный книзу ствол, а крона формируется также в виде треугольника. Интересен и стиль «Монкабури»: удлиненная нижняя ветвь расположена горизонтально над входом в дом или сад. В Японии эта форма — символ удачи.

Три правила — залог успеха

Формировка скелета основана у японцев на трех основных правилах. Согласно первому правилу треугольника, — каждый следующий ярус должен быть меньше, чем предыдущий. Нижние ветви растения получают больше света, а это важно для роста. Второе правило гласит: каждый побег, оставляемый мастером как лидер, должен быть выше и толще побегов ближайшего яруса. Так как у японцев без фэн-шуя — никуда, третье правило требует соблюдения нечетного количества веток в ярусе. В основном оставляют три ветки. Если их больше, то в скором времени они начнут смыкаться, а это уже нарушение. Если все сделано по правилам, то ветки соседних ярусов не соприкасаются, не пересекаются по проекции, а просто находятся параллельно друг другу. Диаметр оставляемых ветвей должен уменьшаться от яруса к ярусу так, чтобы на вершине оставались самые тоненькие и слабые ветви.

Когда по вертикали все работы завершены, начинается формировка «лап». Для этого удаляют все побеги, растущие вверх и вниз, оставляют только те, что идут в горизонтальной плоскости. При формировке «лап» также стараются соблюдать все те же три принципа, но только с поправкой на горизонталь.

После обрезки остается лишь наложить растяжки. Это позволит расположить ветви в задуманном направлении, а также усилить или даже создать изгиб ствола. После таких манипуляций растение оставляют в покое на некоторое время. Продолжительность этого состояния зависит от скорости роста растения. Чем быстрее рост, тем меньше период покоя. Как только произойдет первичное утолщение веток, растяжки нужно снять или перевязать, иначе обвязочный материал врастет в кору.

На следующий год наступает время первой корректирующей обрезки. Нужно отслеживать рост растения, удаляя наиболее сильные побеги и, в случае острой необходимости, укорачивать прирост побегов. В этот период растяжки используются в основном, для ориентирования нового прироста параллельно земле. Через несколько лет такой формировки появляются четкие очертания «лап», а сила роста отдельных побегов снижается и имеет равномерное распределение. С этого момента вся обрезка уже нацелена не на формирование внешнего вида ниваки, а на поддержание уже сложившегося облика дерева.

Европейский подход

Если японцы стараются жить в гармонии с природой, европейцы то и дело пытаются выразить свое господство над ней. Это отражается и в создании ниваки западными мастерами. В Европе это искусство тесно переплелось с топиарным, появились свои подстили: например, форма с множеством «лап», отходящих примерно от одной точки.

Японцы относятся к подобным вольностям снисходительно, более того, многие из них уже начали перенимать европейскую технику и создавать у себя на родине сады в таком стиле. Возможно, потому, что западный вариант проще и не требует соблюдения большинства традиционных принципов.

Например, если по сложившейся схеме дерево формируют «сызмальства» маленькими ножницами, то в Европе для садового бонсая берут 10-летний экземпляр, хорошенько обрабатывают его пилой и секатором и только потом принимаются за ножницы.

Японцы уделяют большое внимание числам и следуют правилу треугольника. Европейцы этих норм не придерживаются: от ствола может отходить и по 4 ветки, причем в разных плоскостях, а не в единой горизонтальной.

При формировании в японской технике используются натуральные материалы, например, бамбуковые палочки. Наш же человек может взять обычные капроновые колготки и кусок резины — тоже получится эффективное крепление.

Форма кроны может быть задана по-разному. Это и «шары», и «тарелки», и «облака». Очень популярны у ниваки «помпоны» на ветках. Кстати, так любят стричь свои деревья тайцы.

Самый главный плюс европейского ниваки — быстрое достижение эффекта. Можно постричь ту же сосну в мае, а уже к концу лета она мало-мальски приобретет черты полноценного садового бонсая. Дальнейший уход за ниваки, сформированными в европейской технике, заключается в регулярных стрижках и периодических (раз в 3—4 года) прореживаниях «тарелок».

Все ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формировки. Удобрения и инсектициды нужно выбирать в зависимости от вида растения.

Процесс создания ниваки может только на первый взгляд показаться сложным. Нужно просто выйти в сад и посмотреть на свои деревья и кустарники другим взглядом. Самые причудливые из них наверняка смогут стать садовыми бонсаями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector