8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сдержанная эстетика садовой флоры

Традиционный китайский сад – искусство создания высшей гармонии

Восточная культура имеет особую связь с природой, поэтому китайский сад – нечто большее, чем вариант дизайна. Это высокое искусство, способное не только приносить эстетическое удовольствие, но и побуждать к размышлениям и самосовершенствованию. Сад – это миниатюрный идеализированный мир, в котором человек взаимодействует с природой. Поскольку первичными в китайском искусстве являются визуальные образы, пространство в саду организовывают в гармоничный и неповторимый пейзаж, подобно иероглифу.

Традиционные составляющие сада в китайском стиле

С древних времен принцип устройства китайского сада основывается на взаимодействии ключевых элементов, которые несут в себе определенные символы.

Вода как основа сада

Вода – символ постоянного движения. Архитектурные конструкции в китайском саду всегда возводят так, чтобы наиболее выгодно обыграть их отражение в водоемах, а своеобразная форма крыши позволяет дождевым потокам красиво стекать вниз, образуя подобие водопадов. Так осуществляется некая связь неба с водной стихией. Помимо того, что водоемы в саду имеют эстетическую ценность, они всегда функциональны – их используют для полива и разведения рыбы.

Философия китайского сада в значительной мере опирается на учение об организации пространства и его энергетическом влиянии на человека – фэн-шуй. Поэтому, чтобы добиться максимально благоприятной циркуляции энергии в саду, водоем должен иметь плавные очертания, подобно природным скоплениям воды, и быть чистым всегда.

Искусство расположения камней

Камни в саду олицетворяют связь человека и космоса. Они обычно используются в виде групп из нескольких элементов, одиночных камней, насыпей в форме гор.

Камни традиционно подразделяют на типы, исходя из формы и особенностей внешнего вида (отверстия, «складки»). Отношение к камням в садовом искусстве Китая особое – они практически выступают живыми существами, а их расположению придается большое значение. Высокую ценность имеют камни с выемками от водного потока – считается, что они буквально ловят окружающее пространство. Такие экземпляры обычно выкладывают горкой по центру водоема. При этом они символизируют мужское начало «янь», а вода – женское «инь».

Интересно, что большие камни, расположенные отдельно от группы, часто ставят в перевернутом виде – согласно китайской философии, выйти за пределы обычного земного мира можно только увидев обратную сторону вещей. Иногда камни также несут в себе символику облака, таким образом, сад трактуется как проекция небесного мира.

Горы в китайском саду имеют причудливые формы и множество пещерок. Делают их из камней или сталактитов, в высоту возвышенности иногда достигают трех метров. Гора в искусстве Китая часто выступает некой оболочкой, в полостях которой обитают божества.

Отличительные черты малых архитектурных форм

Архитектурные элементы китайского сада являются полноправными составляющими композиции и включаются в проект на начальном этапе. Практически всегда сад в китайском стиле отграничен от остального пространства – обычно его окружают светлые высокие стены. Они могут быть как сплошными, так и иметь множество отверстий, создающих определенный ритм – «музыку» сада.

В классическом варианте сада учитывается не только пейзаж участка в целом, но и вид со всех возможных точек, в том числе из окон архитектурной конструкции. Примером особого мастерства считается сад сложной планировки, в котором буквально с каждым шагом открываются новые картины, каждая из которых является частью общей симфонии. В нем часто используют галереи и округлые мостики, которые «ведут» зрителя таким образом, что он может ощутить всю прелесть меняющихся видов.

Основным архитектурным объектом выступает павильон с пагодой, отражаемый водным зеркалом. Он зачастую имеет круглые проемы – эта форма символизирует Луну, которая в китайской культуре тесно связана с понятием бессмертия. В давние времена павильон являлся местом поэтического или живописного творчества. Около воды также располагают домики для проведения чайных церемоний или беседки, в конструкциях которых преобладает дерево.

Сдержанная эстетика садовой флоры

В традиционном китайском саду обычно нет травы – землю укрывает измельченный камень. Также в нем нет особого буйства красок и разнообразия растительности – его красота в сдержанности и тонких цветовых сочетаниях. Цветущие обитатели такого сада – почитаемые в Китае пионы, лотосы, орхидеи и хризантемы. Цветы часто располагают в горшках, что символизирует человеческий труд над природными дарами. К тому же, это позволяет легко менять композицию и поддерживать постоянное цветение.

Особое внимание стоит уделить карликовым деревьям, выращивание которых давно превратилось в настоящее искусство. Они предают пространству некую «театральность», втягивая зрителя в игру с масштабом. Также в китайской культуре пользуются уважением:

  • сосна, олицетворяющая духовную силу;
  • плакучая ива – символ мужского начала;
  • персиковое дерево, почитаемое небожителями;
  • бамбук – мощная защита от негативной энергии.

Самостоятельно сделать сад в китайском стиле нелегко, ведь это занятие с древних времен является уделом специально обученных мастеров. Однако, решившись на создание этого райского уголка, вы получите нечто большее, чем просто симпатичный садик, а именно – островок радости и гармонии, способный изменить к лучшему не только дачный участок, но и вас самих.

Этот симпатичный участок, который держит в тонусе семейный бюджет и все мышцы моего тела, благоустраивался не один . Далее

Сад в последнее время все чаще становится неотъемлемой частью каждого дачного или приусадебного участка и предметом особой . Далее

Вдохновляющие фото дизайна зимнего сада в доме – результат тщательного планирования и правильного подбора растений. Например, для . Далее

Прованс – это изысканный стиль милых французских деревушек, ставший за последние годы невероятно популярным во всем мире. . Далее

Любой вид восточного искусства обращен к эстетике аскетизма – его роскошь не в изобилии, а в тщательном . Далее

Ландшафтный дизайн садового участка – это возможность выразить свое «я» с помощью цветочных насаждений, рисунка дорожек и . Далее

Чтобы создать на своем участке земли пейзаж, который будет радовать глаз, мало наличия одних только инструментов, семян . Далее

Эстетика китайского сада

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. Более двух тысяч лет садоводство играло очень важную роль в китайской культуре, как при дворе императора, так и в жизни простых людей. Роскошный сад какого-нибудь вельможи и миниатюрная садовая композиция скромного человека одинаково считались ценными как способы выражения подлинной красоты вещей. Главное достоинство сада — это его естественность.

В Китае счастливым и идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой, стремится к покою, к тишине, простоте.

Философский даосизм, конфуцианство и в определенной мере буддизм можно считать теоретической базой китайского садоводства.

Конфуцианство — учение Кун-Фу-цзы или Конфуция (551-479 гг. до н.э.), принцип которого является жэнь («гуманность») — нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье.

Даосизм — философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII — начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нём история не оставила.

Сань цзяо — основная религия китайцев, включает все три религиозных учения, в разное время распространившихся на территории Китая: даосизм, конфуцианство и буддизм; все они существуют одновременно, дополняя друг друга в формировании мировоззрения китайца. Для сань цзяо характерно обожествление природы и создание из её явлений символов присутствия божества.

«Инь — Ян» — одна из фундаментальных теорий китайской классической эстетики, базирующейся на теории единства противоположностей. Авторство концепции «Инь — Ян» в равной степени приписывают и даосам и конфуцианцам с той лишь разницей, что конфуцианская эстетическая мысль фокусировала внимание на этике и морали, а последователи Лао-цзы и Чжуан-цзы больше внимания уделяли красоте и искусству. Гора означает вечность, постоянство, мужское начало природы («Ян»). Вода — изменчивость, женское начало («Инь»), космический поток дао. Отражения в воде соединяют небо и землю, превращая явления в свои противоположности.

Одной из частей даосского учения был фэн-шуй («ветер и вода» или «веяния и течения»). Фен-шуй традиционная китайская геомантия, предназначенная для анализа благоприятных мест и направлений при решении вопросов градостроительства. Появление практики фен-шуй было обусловлено специфическими природными условиями. Резко континентальный климат и преимущественное направление ветров наложили отпечаток на весь быт китайцев.

В фэн-шуй рассматриваются природные стихии, обладающие жизненной силой («ци»), энергией. Эта энергия считалась благотворной. Растениям отводилась значительная роль, поскольку они отчищали воздух, предохраняли участок от ветров и наполняли дом жизненной энергией. В годовом цикле весне соответствовало дерево и синий цвет, красный огонь — лету, вода и чёрный цвет символизировали зиму, а осени соответствовали металл и белый цвет. Астрономической серединой года была земля и жёлтый цвет.

Искусство фэн-шуй для сада заключается в умении уравновесить инь и ян, чтобы благотворная ци двигалась плавно и размеренно, накапливаясь в установленных местах.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на “замену” элементов природного ландшафта, а на его “дополнение”.

Сады можно разделить на: императорские, сады при гробницах, храмовые, частные, сады учёных, чайный сад.

Императорские сады отражали идеологию государства, основанную на философии конфуцианства. Идеальная симметрия сада ассоциировалась с порядком, справедливостью, которые должны господствовать в государстве и в семье. В императорских садах нередко проводили официальные церемонии. Храмовые сады устроены так, чтобы максимально использовать природный ландшафт, традиционно наполнены камнем и водой, лотосами, плакучими ивами и изображением Будды на вершине комплекса. Частные сады получили свое развитие в минскую эпоху, когда стали доступны верхам китайского общества и превратились в повальное увлечение знати. Сады учёных предназначались для отдыха, размышлений и интеллектуальной работы. Чайный сад выступает важным компонентом в чайной церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика этого сада базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования.

Читать еще:  Томаты в теплице в период плодоношения

В Китае дома обычно представляют угловатую конструкцию, состоящую из множества линий и поворотов. Поэтому садовый участок должен гармонично дополнять жилой дом, уравновесить все недостатки с помощью текучих форм и плавных изогнутых линий, отдавая предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы.

Существуют также особые элементы сада:

— садовая скамейка, частично замаскированнная решёткой и вьющимися растениями;

— беседка в тихом уголке;

— береговые павильоны, террасы для отдыха, созерцания и медитации;

— китайские фонари из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета). Фонари не просто устройства для освещения, они считаются символом китайской культуры, символ яркости, счастья и воссоединения;

— пагоды — каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм;

— студии для живописи и каллиграфии;

— лунные ворота, открывают новые виды по мере продвижения по саду и разделяют сад на зоны;

— «окна в саду» — небольшие проёмы на уровне глаз в садовых стенах в виде рамы или с красивым орнаментом, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота;

— скульптуры. Можно увидеть статуи львов, драконов, основное предназначение которых — защита владельцев от неприятностей, размещают у входа в дом или сад в паре. Статуи Будды создаются с почтением и помещаются в самом тихом и уютном уголке сада;

— камни (мужское начало Ян) наделяют душой. Особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни. «Горы» из камней символизируют бессмертие — важный аспект китайской философии;

— бонсеки — миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре (размещают на столах-подставках или на земле на фоне стены);

— бонсаи — сформированные определённым образом деревья и кустарники, высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие;

— ограда в китайском саду не только граница земельных владений, она является частью окружающего ландшафта и возводится так, что бы не нарушать рельеф. Она следует его складкам, поднимаясь вверх и ныряя вниз, напоминая гребень извивающегося дракона — традиционного мифического образа Китая.

В китайских садах в прудиках водились рыбки, являющиеся символами начала Инь и Ян, а по земле разгуливали аисты и журавли, символы бессмертия.

Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью, не зная чистых травяных газонов. В Китае растения не подстригали и не выравнивали. Этот принцип восходил к более глобальному принципу сохранения равновесия и гармонии. В качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Сад включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами.

Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), персика, плакучей ивы, стройных тополей, и банановых деревьев, пышных магнолий и граната; а также цветущими декоративными кустарниками — форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных клёнов. Основное растение — сосна, символ постоянного благородства, напоминающая китайцам о бесконечности времени. Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.

Популярностью пользовался бамбук — упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты, выносливости и стойкости.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион (лучшим считался «танцующий львёнок»). Хризантема — символ покоя и долголетия. Разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге — орхидеи.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Лотос, тянущийся к солнцу из тёмной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненого роста. Его нежные лепестки, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты души Будды, неуязвимой для «грязи и тины» материального и суетного мира.

Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Советская эстетика в современном интерьере: ностальгия по прошлому или актуальный тренд?

Архитектор Иван Качалов — о том, как советский стиль сочетается с респектабельной обстановкой, и что из патриотической атрибутики подойдет для оформления интерьера.

Материал подготовила: Елена Ефремова

Фото: Дмитрий Чебаненко

Этот проект изначально предполагал роскошный выбор отделочных материалов и сдержанную по стилю мебель. Однако, одним из пожеланий заказчика привнести в интерьер оригинальные детали, сделать его необычным.

Автор проекта архитектор Иван Качалов.

Автор проекта архитектор Иван Качалов.

Искусство в интерьере

«Советская, патриотическая тема в проекте возникла спонтанно, — рассказывает Иван Качалов. — Мы долго искали какую-то деталь, идею, которая бы освежила ровный и спокойный в эмоциональном плане интерьер. Когда мы с коллегой увидели картины известного художника Алексея Беляева–Гентовта, то поняли: вот оно, то самое. Советская, имперская символика органично легла на неоклассическую основу, внесла свои краски и новый смысл».

Работы художника Алексея Беляева-Гинтовта выполнены в красно-золотой гамме и ассоциируются с пафосной советской символикой. Одна из таких работ стала главным украшением гостиной.

Работы художника Алексея Беляева-Гинтовта выполнены в красно-золотой гамме и ассоциируются с пафосной советской символикой. Одна из таких работ стала главным украшением гостиной.

Декоративные приемы

Советская символика весьма выразительна. Это энергичные красные и золотые цвета, звёзды, атлетичные тела, оптимистичные сюжеты, масштабные мозаики. Для кого-то это история или ностальгия, а для кого-то возможность создавать оригинальные проекты с привязкой к месту и времени. Декоративные панно на стенах, световые инсталляции в виде звезд, мозаики в декоре ванных комнат — каждая такая деталь в современном интерьере работает триггером воспоминаний.

Чехлы на стульях, плетеные из соломы абажуры, пальма в кадке — все эти предметы ассоциируются с разными эпохами советского времени, но удивительным образом сочетаются друг с другом.

Чехлы на стульях, плетеные из соломы абажуры, пальма в кадке — все эти предметы ассоциируются с разными эпохами советского времени, но удивительным образом сочетаются друг с другом.

Сделано в России

«Патриотизм сейчас в моде. Многие хотят иметь дома предметы искусства в исполнении русских художников или объекты, придуманные отечественными дизайнерами. А возрождение столярных мастерских и мебельных производств позволяет дизайнерам размещать заказы разного уровня сложности в России. Все это разные стороны одного тренда — нашего интереса к самим себе”.

«Заказчик, человек с устоявшимися взглядами в политических вопросах, и эта идея оказалась ему близка. Мы развили её: поставили на камин портрет президента, подобрали плетеные абажуры для светильников в столовой, украсили стол букетом гвоздики».

«Заказчик, человек с устоявшимися взглядами в политических вопросах, и эта идея оказалась ему близка. Мы развили её: поставили на камин портрет президента, подобрали плетеные абажуры для светильников в столовой, украсили стол букетом гвоздики».

Архитектурная фирма Violante & Rochford оформила дом в Санта–Фе, максимально обыграв пейзажи, открывающиеся из окон виллы.

В этом году нас ждут сотни дизайнерских ярмарок, конференций и выставок — сложно выбрать, что посетить. Чтобы избавить вас от мук выбора, мы сделали хотлист главных событий этого месяца.

Интерьерные тренды, качественная и современная мебель, продвинутые концепты жилья — объясняем, зачем ехать на кельнскую выставку.

Московский пейзаж—главный герой в интерьере двухуровневых апартаментов, расположенных в бывшем заводском здании начала ХХ века. Сергей Ожогин бережно сохранил архитектурное наследие прошлого, вдохнув в него новую жизнь в стиле хай–тек

Вы профессиональный архитектор или дизайнер?

Вы профессиональный архитектор или дизайнер?

SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.

События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.

Огородная эстетика

Так сложилось, что между садом и огородом многие из нас проводят жирную пограничную линию. Причем проходит она не столько по земле, сколько в нашем сознании. В том, как мы разделяем высокое и низкое, красивое и полезное.

Но огород – это часть целого, часть сада. И построение красивой сбалансированной композиции, независимо от того, что здесь растет – цветы, овощи или деревья, происходит по одним и тем же законам. Наше зрительное восприятие не меняется, когда мы переходим из одного уголка сада в другой. Везде действуют одинаковые правила пропорций и сомасштабности, колористики и стилистики.

На участке, отведенном под овощи и травы, можно также работать с видовыми точками и акцентами, выстраивать единство и взаимоподчинение отдельных элементов относительно друг друга.

Кто-то возразит, сказав, что сад гораздо богаче по наполнению: здесь вода и малая архитектура, рельеф и пейзажные картины, цветущие и декоративнолистные растения. Берусь доказать: все то же самое есть и на огороде.

Читать еще:  Разнообразие садового молочая агротехника выращивания на даче

Видовые точки

Начнем с самого простого: со скамейки. Скажите, разве не хочется, наработавшись на огороде, присесть и полюбоваться плодами рук своих (в буквальном смысле слова)? Конечно, хочется, и свидетельства тому – скамейки у грядок, без которых редко кто обходится. Скромная скамейка становится видовой точкой. А если есть видовая точка, то должна быть и картина, на которую мы смотрим. Может быть, словосочетание «пейзажная картина» применительно к огороду звучит несколько странно, но это устоявшийся термин, использующийся в ландшафтной архитектуре. Он обозначает именно тот вид, который попадает в поле зрения с той или иной видовой точки.

То есть с этой самой лавочки должен открываться вид не на убогий соседский курятник или кучу мусора, а именно на композицию, элементами которой будут выращиваемые нами овощи, малые архитектурные формы и вспомогательные элементы композиции.

Малые архитектурные формы

О каких малых архитектурных формах на огороде может идти речь? Скульптура, фонтаны, подпорные стенки? Почему нет, главное, чтобы они вписывались в нашу «огородную эстетику».

Бочки с водой (металлические и деревянные, вкопанные и стоящие, большие и малые) – чем не водоемы, которые могут быть очень интересно оформлены? А огородное пугало – разве не скульптура? И это несомненный акцент композиции, выполняющий вполне конкретную роль. А опоры для вьющихся овощей? А приподнятые грядки, сами короба и оформление их стенок. Даже компостная куча. Очень часто ее пытаются стыдливо спрятать. Это неудивительно, когда речь идет о мусорной куче, в которую сваливают и сливают все отходы. Но ведь это не компост. Правильно приготовленный компост, во-первых, не источает неприятных запахов, во-вторых, сама компостница может выглядеть вполне симпатично. Как и хозяйственная зона со складированными на ней дровами, удобрениями, инструментами, инвентарем.

Стильный огород

И вот тут встают вопросы стилистики. Привычнее всего на огороде стиль деревенский – украинское или южнорусское кантри: плетни, деревянные колеса, кринки, подсолнухи, мальвы.

Но можно стилизовать и огород средней полосы или Cеверной России. И тогда будут выбраны и другие заборы (бревна, вбитые в землю, к которым приделаны необработанные кривые доски типа «горбыль»), и другие скамьи, и более сдержанная палитра цветущих растений между овощами.

Можно устроить английский или французский огород. В английском появятся эффектная чугунная колонка, которой будет задекорирован водопроводный кран, деревянные опоры-пирамиды для вьющихся, а конек теплицы увенчает традиционный, выкрашенный в белый цвет, гребень, имитирующий лист чертополоха. Во французском найдут достойное соседство овощи с цветочными растениями, скамейки могут стать коваными, а рядом с ними появятся контейнеры с лавандой и розмарином.

А может, кого-то потянет на экзотику и он создаст огород японского крестьянина. На сооружение опор пойдет бамбук, скамья будет из большого цельного грубо обработанного ствола, а пугало и вовсе может стать традиционным японским шиши-одоши (оленье пугало), в котором бамбуковый побег стучит о камень под воздействием льющейся воды. И все это будут вполне функциональные огороды с редькой и салатом, ажурным укропом и кудрявой петрушкой, но решенные в конкретном стиле.

Эстетика и дизайн ландшафта

Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных шафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. В географической науке эстетика ландшафта делает первые шаги, хотя еще в начале XX в. В.П. Семенов-Тян-Шанский и А. Геттнер обратили внимание на эстетическую ценность ланд­шафта, духовную значимость пейзажной среды. В.П. Семенов-Тян-Шанский писал о необходимости географического изучения пейзажей, в том числе ландшафтных (пейзажных) тонов, запахов и звуков, считая, что «у географии изо всех наук наиболее тесное соприкосновение с искусством» [18, с. 261]. Методология ландшафтной эстетики пока относи­тельно бедна. Помимо собственных разработок она, очевидно, должна опираться на философские основы эстетики и эстетику искусства с их богатейшим теоретическим арсеналом

Большинство мыслителей прошлого и наших дней сходятся во мнении, что красота есть функции гармонического устройства мира. Красота — воспринимаемый нами порядок, присущий объективной реальности. Такой была эстетическая позиция Платона, пифагорейцев, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и мно­гих других сторонников, как материалистических взглядов, так и объективного идеализма.

Системно организованный ландшафт упорядочен в пространстве и времени. Этим он и прекрасен. Со времен В.В. Докучаева и Л.С. Берга гармония ландшафта понимается прежде всего как закономерная генетическая и функциональная сопряженность слагающих его природных компонентов. Компонентная упорядоченность выражается в строгой стратиграфической последовательности пронизатающих друг друга геогоризонтов. Ими формиру­ется вертикальная структура геосистемы. В каждом природном регионе обнаруживаются типовые сопря­жения, своего рода стандартные наборы вертикаль­ных структур. Их анализ и типология дают основа­ния для систематики ландшафтов. Познание связей и взаимообусловленности природных компонентов доставляет исследователю истинное эмоциональное наслаждение.

Изоморфные блоки образуют горизонтальную структуру ландшафтов. Изоморфизм в устройстве мира был подмечен еще в античной древности. Гераклит, Пифагор, Аристотель и другие полагали, что в организацию природы заложены определенные шаблоны, согласно которым она состоит из сравни­тельно простых, закономерно сочлененных кон­струкции. Таково же по смыслу современное пони­мание морфологической структуры ландшафта, со­стоящей, как известно, из взаимосвязанных генети­чески и функционально морфологических единиц (фаций, подурочиш, урочищ, местностей). Их чере­дование и взаимное расположение в пространстве подчиняются законам ритма, симметри, фракталь-ности, нуклеарности и др. Иными словами, морфо­логическая структура ландшафтов зиждется на зако­нах гармонии.

Залогом тому сама природа человека, рожденно­го эволюционирующим миром и подчиняющегося всем его законам, в том числе законам гармонии и красоты. Эстетические идеалы человечества веками и тысячелетиями формировались гармонией среды. Поэтому прекрасное для одного предположительно должно быть прекрасно и для другого. ] В свое время И. Кант высказывал догадку о сверх-субъективной_всеобщности ощущения прекрасного. Первым и главным учителем понимания красо­ты была и остается для людей природа, окружаю­щий ландшафтный мир. Видимо, не случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А. С. Пушкина и А.А. Ах­матовой. В эстетическом воспитании роль ланд­шафтной среды важнее искусства. В этом мнении сходятся философы (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев), педагоги (К.Д. Ушинский), художни­ки (Н.К. Рерих). В дневниках П. И. Чайковского находим запись: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства».

Однако обратимся к научным разработкам. Ин­тересные мысли по данному поводу высказал Фе­ликс Патури: «Вольно или невольно человек берет за образец окружающий его мир, когда он стремит­ся воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы челове­ком возникает, развивается и обогащается в процес­се постоянного, непрерывного общения его со всем тем, что его окружает. И если один и тот же архитектурный принцип, тысячекратно варьирую­щий в царстве флоры, вновь и вновь оказывается в поле зрения человека, то это не прохояпт бесслед­но» [12, с. 78|. В сказанном можно найти аналогию с принципом симметрии, обоснованным Пьером Кюри: симметрия порождающей среды накладывает­ся на симметрию тела, образовавшегося в этой среде. Иными словами, системно организованная природная среда оказывает мощное информацион­ное давление на человека, принуждая адекватно воспринимать ее гармоничные формы.

Информационный анализ, заинтересовавший психологов искусства А. Моля, Р. Арнхейма и др., давно применялся в эстетике ландшафта. Одну из наиболее развернутых программ такого анализа предложили литовские специалисты во главе с К.И. Эрингисом. Была разработана методика «детального структурного исследования элементарных единиц пейзажа».

Признаками эстетичности пейзажа названы: многоплановость, ярусномть, на-личие пейзажной доминанты,. кулисы, окаймляшие пеизаж,_красочность, сезонная и суточная ритмичность,. девственность, отсутствие антропогенных разрушений и др. Особо в эстетическом плане оцениваются рельеф, воды, растительность, антро­погенные объекты. Каждый из показателей опреде­ляется неким числом условных баллов. Общая оцен­ка эстетических достоинств пейзажа определяется путем их суммирования. Параллельно была разрабо­тана методика ландшафгно-эстетического картогра­фирования, составлены первые карты эстетической оценки ландшафтов. Пока в них используется традиционная генетическая классификация ланд­шафтов. В дальнейшем для этих целей, видимо, следует создать специальную классификацию пейза­жей, основанную на визуально воспринимаемых эс­тетических признаках.

Ландшафтный дизайн. Прикладной стороной эстетики ландшаф­та является дизайн ландшафта, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты.

По мнению архитекторов: «Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта».

В связи с этим ландшафтный дизайн следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых (незастроенных) пространств антропогенных ландшафтов.

Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Дизайн во многом формирует внешний облик – пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения.

Главным объектом ландшафтного дизайна, как правило, является экологический каркас хозяйственно освоенной территории -–разного рода зеленые насаждения, водоемы и др. Особенно велика роль ландшафтного дизайна в художественном конструировании открытых городских, рекреационных и других средообразующих геосистем. Геосистемы иного функционального назначения, например сельскохозяйственные, промышленные, энергетические, транспортные, также нуждаются в нем. Однако далеко не всегда становятся его объектом.

Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармонического сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии – асимметрии, ритма, контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта. Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландщафтного пространства как в территориальном, так и временном аспектах.

Истоки современного ландшафтного дизайна следует искать в садово-парковом искусстве. Выработанные им на протяжении веков законы, правила, нормы и в наше время играют определяющую роль в художественном оформлении антропогенного ландшафта.

Читать еще:  Расстояние от забора до теплицы нормы

Простой гид, который сделает вас экспертом в стилях интерьера

Наши дома являются отражением не только нас самих, но и культуры, в которой мы живем. Так и дизайн интерьера меняется в зависимости от страны.
Мы в AdMe.ru разобрали для вас некоторые из наиболее узнаваемых стилей, которые теперь стали ближе, чем кажется.

Скандинавский стиль

Простота, минимализм, функциональность

  1. Светлые и приглушенные цвета
    Полы, стены и потолки, как правило, окрашены в белый, чтобы сохранить пространство ярким в течение долгой и темной зимы.
  2. Натуральные материалы
    Будь то пол, мебель или элементы декора — скандинавский дизайн включает в себя много дерева. Обычно используется светлая древесина, такая как бук, ясень и сосна.
  3. Естественный свет
    Поскольку в скандинавских странах темно в течение всего года, необходимо больше естественного света. Приветствуются большие окна и легкие занавески.
  4. Простые линии и формы
    Стиль интерьера направлен на максимальный комфорт, его должно быть просто поддерживать в чистоте, поэтому в нем отсутствуют вычурные детали и формы.
  5. Свободное пространство
    Традиционно скандинавские дома были очень маленькими и не допускали большого количества вещей. Сейчас дома стали больше, но идея сохранения пространства от беспорядка осталась важным аспектом дизайна.
  6. Уютный текстиль
    В странах с холодным климатом неудивительно, что часть декора приходит в виде шкур, ковров, подушек и пледов. Они не только создают ощущение тепла и уюта, но также добавляют еще один слой текстуры в пространство.
  7. Освещение
    Освещение в Скандинавии жизненно важно и крайне почитается, потому светильники и лампы присутствуют в большом количестве.

Для кого?

Для минималистов с любовью к натуральным материалам. Также подходит для небольших квартир и пространств, лишенных естественного света.

Марокканский стиль

Богатство, роскошь, экзотика

  1. Яркие акценты
    Цветовая гамма, присущая марокканскому интерьеру, чаще всего представлена пустынными или морскими оттенками. Преобладают яркие красные, оранжевые, зеленые и синие тона в сочетании с нейтральным фоном.
  2. Арки и закругленные дверные проемы
    Красивые арки и изогнутые дверные проемы в виде замочной скважины — одни из самых узнаваемых элементов стиля.
  3. Подвесные фонари
    Красочные фонари из тонированного стекла и латуни или меди создают экзотическую атмосферу и используются как снаружи, так и внутри.
  4. Роскошные ковры
    На сегодняшний день марокканские ковры — одни из самых узнаваемых в мире. Традиционно их орнамент сосредоточен на абстрактных и геометрических узорах в красочной или в современной нейтральной палитре.
  5. Смелые узоры
    Геометрические принты, вдохновленные традиционными марокканскими мотивами, великолепно отображены на подушках, ковриках и мягкой мебели.
  6. Низкие кушетки и пуфы
    Расшитые вручную во всевозможных цветах и стилях, низкие сидения являются идеальным дополнением к зоне отдыха.
  7. Обилие ткани
    Марокканские ткани, такие как шелк или другой мягкий текстиль, могут использоваться в качестве драпировки или защиты мебели.

Для кого?

Теплый и приветливый облик стиля идеально подходит для любителей экзотики, не лишенной элегантности.

Японский стиль

Гармония, традиции, гибкость

  1. Многофункциональность
    Эффективное использование ресурсов является фундаментальной частью японской культуры. По этой причине мебель выбирается раздвижная.
  2. Низкая, компактная мебель
    Традиционно низкие и компактные предметы мебели в Японии помогают извлечь выгоду из ограниченного жилого пространства.
  3. Природные материалы
    Японцы известны своим уважительным отношением к природе, поэтому в интерьере, как правило, используются натуральные материалы, такие как кедр, бамбук, шелк, рисовые соломенные маты и бумага.
  4. Простота
    Стремление к минимализму, заложенное в японской культуре, и пространство в комнате не менее важны, чем элементы дизайна. Комната не должна содержать лишних предметов интерьера и иметь загроможденный вид.
  5. Нейтральные цвета
    В японском интерьере часто используются натуральные, естественные цвета, чтобы обеспечить простой фон. Кроме того, естественные цвета минимизируют чувство беспорядка, что также важно для восточного дизайна.
  6. Дополнительное освещение
    Искусственные источники света вводятся таким образом, чтобы извлекать максимальную пользу, но не привлекать внимание.
  7. Раздвижные двери и перегородки
    Жилье в Японии — одно из самых дорогих в мире, а дома, как правило, небольшие. Чтобы сэкономить пространство, в интерьере используются раздвижные двери.

Для кого?

Из-за использования устойчивых материалов и строгих линий этот стиль привлекает эколюбителей и тех, кому нравится минимализм.

Мексиканский стиль

Яркость, аутентичность, уют

  1. Яркие цвета
    Огромная цветовая палитра является отличительной чертой мексиканского дизайна интерьера, включая в себя насыщенные тона и яркие оттенки красного, оранжевого, синего и зеленого.
  2. Керамика, расписанная вручную
    Традиционная мексиканская керамика подразумевает ручную роспись и широко представлена в виде ваз, плиток и цветочных горшков.
  3. Текстиль ручной работы
    Этот стиль — богатый источник тканого и вышитого текстиля, который можно использовать в виде цветных одеял, декоративных подушек и ковров.
  4. Геометрические узоры
    Аксессуары, расписанные и расшитые племенными узорами, часто украшают дома в качестве предметов, передающихся из поколения в поколение.
  5. Терракота
    Плитка из обожженной красной или желтой глины является ключевым элементом дизайна. Традиционно она покрывает пол не только в ванной и кухне, но и в жилых комнатах.
  6. Простая деревянная мебель
    Предметы мебели изготавливаются вручную из максимально доступного и недорогого дерева, например, из сосны.
  7. Декоративные коврики
    Яркие ковры ручной работы занимают центральное место в комнате, исполняя декоративную роль. Голые полы из твердых пород дерева или каменной плитки больше соответствуют простому мексиканскому декору, чем застеленные плотным ковром.

Для кого?

Этот стиль для творческих людей, стремящихся к уютному дому, наполненному яркими оттенками и вещами, сделанными своими руками.

Французский стиль

Мягкость, элегантность, изысканность

  1. Пастельные тона
    Интерьер во французском стиле наполнен пастельными тонами: бежевым, белым, бледно-розовым, карамельным, бледно-голубым, бледно-желтым, светло-зеленым.
  2. Обилие декоративных элементов
    Это могут быть предметы искусства, рамки с фотографиями на полке, вазы, зеркала в резной позолоченной раме, свечи. Но ничто не отражает очарование этого стиля больше, чем присутствие всех деталей сразу.
  3. Золочение
    Позолота, чаще состаренная, является важным элементом французского стиля. Применяясь к различным объектам, таким как рамы картин и зеркал или подсвечники, она характеризует богатство и роскошь.
  4. Плавные линии
    Во французском интерьере практически отсутствуют острые углы. Декор, мебель — все, вплоть до изогнутых ножек кресла, имеет плавные очертания.
  5. Винтажная мебель
    Франция славится своими блошиными рынками, на которых можно найти множество предметов декора. Заполучить вещь, имеющую немного потертый, но не изношенный вид, — редкая удача, ведь она добавит интерьеру особый шик.
  6. Элегантное освещение
    Люстра является отличным решением для создания еще более «французской» атмосферы. Наилучшим выбором станет шелковый абажур с бахромой или бусинами или полностью кованый канделябр.
  7. Лепнина
    Французы любят этот элемент декора и не упускают возможности использовать его везде, где только можно. Обычно лепнина подчеркивает высокий потолок, карнизы или камин.

Для кого?

Стиль подходит для тех, кто хочет создать обстановку, на которую не влияют веяния моды, а также для любителей подбирать и сочетать предметы декора.

Английский стиль

Традиционность, вещизм, камерность

  1. Открытые полки
    Шкафы или стеллажи с открытыми полками заставлены книгами, декоративной посудой, фотографиями в рамках и всевозможными семейными реликвиями.
  2. Обои
    Современный интерьер отошел от типичных для викторианской эпохи темных красок и перешел на светлую цветовую гамму, оставив свойственный цветочный орнамент и текстуру.
  3. Благородное дерево
    Для английского стиля дерева просто не бывает много. Шкафы, деревянные панели, паркет, карнизы, только натуральный массив и ценные породы.
  4. Обилие аксессуаров
    Небольшие мраморные бюсты, вазы, сувениры, декоративные подушки — все это может и должно присутствовать в английском интерьере. При этом все предметы должны хорошо просматриваться.
  5. Теплые тона
    Стиль характеризуется натуральными, приглушенными цветами. Наиболее подходящими будут различные оттенки коричневого, красного и желтого, а также теплый зеленый и серый.
  6. Загроможденность
    В английском интерьере предметы не принято ставить к стенам, чтобы сэкономить и освободить пространство. Напротив, все должно стоять в центре комнаты, создавая уютную, наполненную обстановку.
  7. Кресло с «ушами»
    Непременный атрибут стиля — кресло с высокой спинкой и характерными выступами в верхней части. Такой дизайн фокусирует тепло и защищает от сквозняков — идеальный вариант для времяпрепровождения с книгой у камина.

Для кого?

Для тех, кто не желает обходиться малым количеством вещей и кому не хватает спокойной и размеренной атмосферы.

Русский стиль

Простота, естественность, традиции

  1. Натуральные материалы
    Русский интерьер не допускает пластика, стекла или блестящего металла. Предпочтительно использование натурального дерева как для внутренней отделки, так и в качестве основного материала для мебели.
  2. Простая мебель
    Мебель деревянная или плетеная, максимально простая, функциональная и с грубой обработкой. Главная особенность — незатейливые правильные формы и простота исполнения.
  3. Традиционные элементы
    Особый уют создают плетеные коврики, вязаные накидки и лоскутные одеяла (пэчворк), тонкие занавески из прозрачного кружева, глиняные горшки, медная посуда и расшитые полотенца и салфетки.
  4. Естественные цвета
    Базовые цвета максимально естественных, приглушенных оттенков — коричневых, красных, бежевых. Акценты и аксессуары могут быть яркого красного, синего, желтого и оранжевого цветов.
  5. Грубые ткани
    Текстиль выбирается с учетом русских традиций. По большей части это необработанный лен, хлопок и ситец, которые используются для штор, чехлов для мебели, скатертей и постельного белья.
  6. Роспись
    Свойственную стилю традиционную роспись в различных стилях можно наблюдать на посуде, декоративной плитке, шкафах и даже стенах.
  7. Элементы хранения
    Традиционный сундук для хранения вещей чаще встречается как декоративный элемент и заменяется буфетом или открытыми полками, куда выставляются самые красивые вещи.

Для кого?

Для поклонников колоритных вещей, уважающих традиции, или любителей простой и уютной обстановки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector