1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Искусство ландшафтного дизайна

Искусство ландшафтного дизайна

Понятие «ландшафт садового участка» проистекает из таких направлений, как архитектура, садоводство и растениеводство; также немаловажную, если не главную, роль играет художественный замысел, проект. История ландшафтного дизайна насчитывает не одно тысячелетие. Из наиболее ранних упоминаний известны вавилонские и египетские сады. Сад, как украшение поместья, являлся предметом гордости древнегреческой аристократии и, в последствие, преемников их культурного наследия, римских патрициев.

Во времена раннего средневековья, после распада Священной Римской Империи, знания о ландшафтном дизайне оказались невостребованными и оставались такими до Эпохи Возрождения. Политическая ситуация становится более благоприятной, что стимулирует расцвет искусств. Возникают такие стили, как классицизм, барокко, которые находят отражение в творениях гениев ландшафтного дизайна – европейских архитекторов.

Европейский стиль

Европейский стиль допускает множество форм. Арки и живые изгороди могут чередоваться с каменными колоннадами. У стены или в центре сада устанавливался фонтан, увенчанный сложной фигурой. Многие такие сады имели сложную экосистему и насчитывали множество видов животных, птиц и рыб. Нередки случаи, когда сад строился многоуровневым: территория, примыкающая к скале или холму, делилась на уровни, каждый соединялся лестничным пролетом. Зачастую такой сад заканчивался наблюдательной башенкой с балконом. Но если европейский стиль подразумевает свободное творчество, порой, выражающееся в непропорциональности форм, то Азиатский стиль напротив – придерживается строгости, если не сказать аскетизма в ландшафтном дизайне.

Восточный стиль

Восток – дело тонкое! И действительно: резные очертания мечетей и минаретов, дворцы, сотканные, будто из воздуха. А перед каждым дворцом – сад. Дизайн ландшафта дачного участка, выполненный в форме квадрата или нескольких квадратов, разделенных дорожками из светлого гравия или мрамора. Казалось бы, что может быть банальнее и скучнее обычных геометрических фигур? Но в этой строгости форм лежит четкое фундаментальное содержание, основанное на древних традициях. Японский сад – особенное творение. Совсем небольшой по величине, созданный поэтом-архитектором, он весь и каждая его деталь в отдельности наполнены внутренним смыслом. Такой сад располагает к созерцанию, медитации. Все части ландшафта в японском саду незримо взаимодействуют между собой и его владельцем. В саду обычно отсутствует газон, заменяемый на мелкий песок и валуны. Каждый такой сад – произведение искусства, вещь в себе.

Современный ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн в современности – это, прежде всего, борьба практичности с эстетикой. Невероятно красивый проект талантливого дизайнера может быть загублен из-за нежелания заказчика разбивать цветник на том месте, где, как ему, кажется, так удобно будет построить гараж. Также важно помнить, что прежде, чем деревья, цветы и кустарники вырастут и заполнят собой пространство, предусмотренное проектом, может пройти не год и не два.

При создании ландшафтного дизайна сада своими руками важно понимать гармонию между человеком и природой. Можете понять – творите! Не можете, но сад мечты все-таки хочется? Нанимайте талантливого дизайнера, но не слишком ограничивайте его фантазию.

Ландшафтный дизайн и озеленение территории

Человек активно преобразует окружающий мир, изменяя его внешний облик в зависимости от своих представлений о гармонии.

Ландшафтный дизайн — это комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. Ландшафтный дизайн способен сделать ваш сад уютным, красивым, а главное — оригинальным и неповторимым.

Каким будет ваш участок? Будет ли на нем альпийская горка и каменистый сад, или вы предпочтете устроить пруд и цветники? Может быть, около вашего коттеджа будет играть в солнечных лучах струями фонтан, а зеленые аллеи шелестом листвы будут звать на прогулку? Какой стиль вам ближе: английский или французский, китайский или японский? А, может, сад ароматов станет украшением и гордостью вашего участка? Современные подходы к ландшафтному дизайну ни в чем не ограничивают полет вашей фантазии.

Стремясь организовать пространство вокруг своего дома, вы в первую очередь создаете сад. Он может быть плодоносящий, с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, или просто декоративный, для любования растениями, для того, чтобы ощущать в нем покой и радость, и даже почти дикий, имитирующий природные сообщества. Идеальный вариант – когда ландшафтный дизайн не только не противоречит стилистике дома, но и является продолжением его интерьера.

Уже на этапе ландшафтного планирования нужно учесть потребности всех членов семьи, и предусмотреть необходимые сооружения и зоны. Сделать среду удобной для работы и отдыха, но добиться при этом наибольшей эстетической выразительности — основная задача ландшафтного дизайна. Внешний вид и функциональность взрослого сада тоже можно улучшить – проложить новые дорожки, добавить изгороди или декоративные стенки, построить игровую площадку, организовать место отдыха, разбить новые клумбы. Даже если участок совсем мал, нелишней окажется скамейка или небольшая беседка в любимом уголке, где хочется уединиться, чтобы понаблюдать за долгожданным цветением или суетливой жизнью насекомых и птиц в саду.

Древесные растения являются структурной основой в ландшафтном дизайне, но растут они не быстро. Поэтому на начальных этапах особенно актуально включение быстрорастущих лиан и разнообразных многолетников, которые в короткое время сделают ландшафтный дизайн привлекательным. При подборе растений важно учесть условия вашего участка – освещенность, обеспеченность влагой, плодородие почв.

Для тех, кто любит цветущие растения, источником постоянного художественного творчества могут стать цветники и клумбы. Цветники из однолетних растений могут быть теми живописными мазками, с помощью которых год от года можно менять цветовую гамму и характер сада, выплескивая в него то энергию горячих тонов, то спокойствие нежных, уютных красок.

Еще один способ добавить цвета, особенно актуальный в ландшафтном дизайне небольших пространств – контейнерное озеленение. Цветы в вазонах и горшках, подвесные корзины, вертикальные клумбы удобны тем, что занимают совсем немного места, легко перемещаются и не доставляют много хлопот по уходу.

Последний штрих в ландшафтный дизайн участка поможет внести садовый декор — оригинальные аксессуары, элементы мозаики, красивые емкости для растений, декоративные ограждения, старинная утварь, цветные отсыпки, причудливые коряги и художественные изделия из дерева, камня и металла, и даже текстиль. Они помогут объединить по стилю сад с убранством дома и сделать его особенным.

Вы можете попытаться сотворить сад своей мечты самостоятельно и все сделать своими руками, или воспользоваться услугами профессионалов по ландшафтному дизайну. Все в ваших руках, главное – начать двигаться к цели!

В этом разделе мы предлагаем вам энциклопедию материалов по ландшафтному дизайну, охватывающих самый широкий круг вопросов: проектирование, вертикальное озеленение, живые изгороди, освещение, устройство водоемов, цветники и газоны, дренаж, мощение дорожек, фонтаны и много другой полезной и интересной информации по озеленению и благоустройству территории.

Что такое ландшафтный дизайн?


Что такое ландшафтный дизайн?

Древнее искусство с целым рядом школ, стилей и направлений по красивому гармоничному оформлению территории двора и сада. Этой статьей мы начинаем серию публикаций о ландшафтном дизайне приусадебного участка. Сегодня мы расскажем про его основные элементы, и с помощью каких материалов можно самостоятельно выстроить его композицию в частном секторе.

Ландшафтный дизайн– это строительство интерьера на собственном участке. Любая сюжетная композиция включает в себя набор элементов, которые требуют оформления в определенной стилистике. Независимо от школы и направления, элементами ландшафтного дизайна всегда выступают сад, газон, тропинки, различные виды озеленения, цветочные клумбы, водоемы и беседки. В качестве дополнительных деталей интерьера здесь могут выступать беседки, альпийские горки и различные архитектурные композиции – скульптуры и стены.

Читать еще:  Выбор комнатных растений под стиль интерьера

Одним из главных элементов любого стиля ландшафтного дизайна является сад – он может быть плодовым, просто декоративным или комбинированным. Подбор пород кустарников и деревьев для него определяется желанием хозяев, которое отталкивается из стилистических и функциональных предпочтений.

Фоновым полотном всего участка является газонный ковер, на который ложатся краски цветов, деревьев и других составляющих композицию элементов. Газоном выстилаются лужайки перед домом и между деревьями. Газонная трава бывает нескольких сортов, но основными свойствами всех без исключения ее разновидностей являются быстрый рост и густота, а это значит, что она требует регулярного ухода и стрижки. Поэтому для ухода за ней понадобится газонокосилка и удобрения.

Элементы вертикального озеленения представляют собой быстрорастущие кустарники, лианы, плющи, виноград и другие растения вьющейся структуры. Ими украшают стены и изгороди, как для декора конструкций, таких как стены, изгороди, заборы, так и для маскировки каких-либо дефектов участка. При грамотном подходе из них могут получаться изящные композиции, ими еще можно производить зонирование участка.

Оформление цветников в ландшафтном интерьере играет далеко не последнюю роль – она насыщают местность цветом естественных красок и ароматов. С их помощью удачно делать географические акценты в элементах зонирования участка. Цветник в виде клумбы, бордюра, смешанных посадок миксбордера или рабатки чаще всего высаживаются и оформляются по контурам правильных геометрических фигур и образуют законченные групповые композиции. Породы растений для цветников, равно как и форма самих клумб, зависит в первую очередь от стиля ландшафтного дизайна, который вы выбираете для оформления своего участка.

Следующая составная деталь – тропинки. У них есть непосредственная полезная функция – пути следования, так вот эти дорожки в числе первых заслуживают дизайнерского внимания, так как должны гармонично вписываться в интерьерную композицию и максимально ее дополнять. Поэтому, прокладывая и оформляя каждую дорожку важно учитывать структуру и профиль земной поверхности. Тропинки можно посыпать песком, засеивать щебнем гравия, заливать асфальтом – вариантов бессчетное множество. Но главное – каждая дорожка должна быть максимально практичной: например, если дом стоит во впадине, а сад раскинулся на возвышенности, то, если дорожа ни разу не извиваясь, ведет к крыльцу дома – не сомневайтесь: вся дождевая вода будет под крыльцом, а то и под фундаментом.

Водоемы в интерьере ландшафтного дизайна могут предстать в виде фонтанов, бассейнов и небольших прудов. Их практическая функция – «живительная влага», эстетическая задача – романтическая красота и завершенность композиции. Тенденции современных направлений садовой архитектуры подразумевают достаточно небольшие размеры для водоемов на участке, и зачастую ставят творческую дилемму: бассейн для сада или сад для бассейна. Отталкиваясь от решения этой задачи, и следует подбирать варианты оформления – практично или эстетично. Но в любом случае, каким бы водоем не был, он, наравне с газоном, будет требовать регулярного и тщательного ухода.

Альпийские горки, как элемент дополнительного декора для сада возводятся из природного камня и хвойной растительности как естественной составляющей горной местности. Само название этого ландшафтного элемента происходит от одноименной горной системы Западной Европы. Самым удачным местом для таких горок будет непосредственная близость к водоему на солнечной защищенной от ветра площадке, которую необходимо будет оформить в соответствующем стиле. Но это только один из множества элементов для оформления.

Беседки, лавки, навесы и скульптуры являются частью садовой микро-архитектуры, и они также относятся к элементам дополнительного декора. Их первоначальная функция в равной степени может быть и практической, и декоративной. Лучшими местами для них считаются близость с водоемом, альпийскими горками и, естественно — с тропинками. При грамотном сочетании всех элементов дизайна получается достаточно живой и оригинальный пейзаж.

Разрабатывая композицию ландшафтного дизайна, следует в первую очередь продумать расположение дренажных систем и схему элементов освещения.

Чтобы самостоятельно оформить интересный интерьер приусадебного участка вам понадобятся следующие нехитрые материалы: галька, щебень, песок, гранитная брекчия, кирпичи, природные валуны и камни, мох, газон, цветочная рассада, саженцы деревьев с кустами, древесина в виде брусьев, досок, пней, коряг и сухих веток. Из перечисленного стройматериала и при наличии творческой фантазии можно самостоятельно воспроизвести практически любой стиль ландшафтного дизайна.

Чтобы получилась законченная и гармоничная композиция нужно выбрать один из стилей оформления и стараться придерживаться его направленности. Хотя при самостоятельном оформлении ландшафта на приусадебном участке в редких случаях удается выдерживать какую-то одну линию – постоянно что-то с чем-то сочетается. Какими бывают стили оформления участков, вы дорогой читатель, узнаете из последующих выпусков нашей газеты.

ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА КРАТКО

История возникновения и развития

Уже примерно восемь тысяч лет назад люди задумались об украшении своих садов и парков. Даже в то время начало свое формирование направление в искусстве, которое сейчас мы называем «ландшафтный дизайн». На начальных этапах его зарождения сады и парки были только у богатых и зажиточных людей. Они считались символом престижа, богатства, знатности и как бы отражали не только внешний, но и внутренний облик человека с его мыслями, идеями и даже отношением к религии.

Древние века

Всем известной родиной садов является египетская земля. Красивейшие сады украшали имения фараонов, жрецов и вельмож.Они были устроены в классическом стиле, что значит обязательное наличие водоемов, декоративных растений и зон, где можно отдохнуть.

Конечно же, нельзя не вспомнить о Висячих садах Семирамиды, которые находились в Вавилоне. Они даже причислены к семи Чудесам Света.

Греческий ландшафтный дизайн отличался тем, что греки не хотели вмешиваться в природу и нарушать естественную ее красоту. А вот древние римляне, наоборот, старались, как бы подчинить природу себе. Для их садов характерны специально обдуманные величественные композиции. Зажиточные люди, которые могли себе позволить сделать такой сад, украшали его всякими строгими геометрическими фигурами и элементами. Именно здесь и возникла художественная стрижка кустарников и деревьев, которая называется «топиари».

Такая стрижка очень увлекательна, так как она подразумевает придание причудливых форм разного вида растениям. В древности чаще всего подвергали такой обрезке те деревья и кустарники, которые в любое время года остаются зелеными и имеют маленькие иголочки или листья. Учитывая, что по легенде основателем топиари был Калвена, придворный садовник императора Цезаря, то можно понять, почему в этой работе важна четкость и правильность. Этот вид искусства быстро распространялся за пределы Рима. Этому способствовало большое число учеников Калвены, а также наличие специальных школ «фигурного» искусства, которые подготавливали мастеров своего дела.

Также знатные вельможи занимались такой обрезкой деревьев и кустарников в качестве своего хобби. Это было очень престижно и даже модно в те времена. Но топиари был популярен не только на Западе. Восток тоже внес свою лепту в историю формирования декоративной обрезки. У них также было заведено подстригать деревья и кустарники и делать из них правильные фигуры, но они видели в этом некоторые философские мотивы и поэтому назвали такой вид садово-паркового искусства «садовый бонсай». Отличие было в том, что растения могли принимать вид беседки, коридора или даже самого Будды. Это отличие от декоративной стрижки западных государств было очень заметно.

Читать еще:  Идеи для поделок из крышек от бутылок

Средневековье

В средневековье искусство топиарии достигло своего расцвета. Особенно этим видом ландшафтного дизайна пользовались монастыри. Мы и сейчас можем в этом убедиться. Посмотрев на рисунки, оставшиеся с того времени, мы увидим четкие геометрически правильные деревья или кустарники в пределах монастыря.

Эпоха Ренессанса

Эпоха Ренессанса – это пик в шкале подъема искусства топиари. Теперь подстриженные деревья украшают не только территории монастырей, но и дворцы, дома богатых людей, аллеи и парки.
Живые изгороди являются неотъемлемой частью садов того времени, так же, как и одиноко стоящие правильно подстриженные деревья причудливой формы. Это не только является модным трендом того времени, но и само по себе смотрится очень красиво.

Петр Первый

Мы и сейчас можем любоваться садами с элементами топиарного искусства. В России такая стрижка деревьев начала вводиться при Петре I, который старался во всем подражать Европе.

Он приказал отправить садоводов за границу, чтобы там они научились мастерски делать красивые причудливые формы кустарников и деревьев.

Но те растения, которые использовались для этого в Европе, не адаптировались к русским морозам. Поэтому их пришлось заменить такими растениями, как ель, рябина, можжевельник, липа и т. д.

Во времена классицизма стиль ландшафтного дизайна топиари был не очень популярен, но американские садоводы не хотели с ним расставаться. Поэтому они придумали каркас для деревьев или кустарников, который мог придавать им ту форму, которую захотели бы люди. Такое изобретение пришлось по душе, и его стали очень часто использовать. Это сделало данный вид искусства более практичным.

На данный момент существует два вида топиарного искусства: каркасное или традиционное.

Классическое, то есть традиционное, топиари означает выращивание растений в естественных условиях, регулярно подрезая их и тем самым постепенно формируя задуманную правильную форму. Каркасное же топиари предполагает использование специального каркаса, который обычно сплетен. Он поддерживает форму растения на протяжении всего его роста.

Еще больше интересного на https://svoyugol.by/

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если Вы оцените и поделитесь этой статьей в социальных сетях.

▶ Понравилась статья — не ленись, поставь ?и поделись с друзьями в соцсетях. Подпишитесь на наш канал сейчас и получайте эксклюзивные советы по дизайну и ремонту в своем доме!

История развития ландшафтного дизайна

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании ландшафтный дизайн – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране.

Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

История развития ландшафтного дизайна

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

Читать еще:  Видео секреты профессиональной обработки деревянных поверхностей

История ландшафтного дизайна. Фото 2

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями: нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

Ландшафтный дизайн как садовое искусство

Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, «замки», «крепости», «дворцы» или коттеджи, — все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга, постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре, доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности — вот отличительная черта Фэн-Шуй.

Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта. К примеру, место, где растет крапива и чертополох, считаются очень плохими, так как эти растения обычно прорастают в неблагоприятных условиях. Большую роль играет направление входа в дом или на участок относительно концов света, учитывается ориентация основных светил и природных явлений.

Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так как он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой гражданин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу — «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе — кирпичной или каменной, а в западном секторе — желательно делать её из металла.

Размещение дома на участке тоже имеет очень большое значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.

Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector