37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи современного дизайна

Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна. (методология)

МЕТОДОЛОГИ

Дизайн как проектная деятельность. Отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

Страной, в которой дизайн появился в чистом виде, является Великобритания (Шотландия).

Designв переводе с англ «проект». Дизайн появился на стыке 19 и 20 века.

Дизайн содержит в себе все элементы искусства, но не совпадает с ним.

Образ в искусстве – художественный образ, он отражает предметное видение, мироощущение, он уникален, субъективен

Образ в проектировании – проектный образ, отражает видение и потребность потребителя, большой тираж.

Дизайн в системе научно-технической деятельности:

Чтобы перейти к проектированию, необходимо знать о научных достижениях, открытиях, изобретениях, новых технологиях и т.д. Проектирование осуществляется по схеме:

Открытие —— конструкция —— форма

В результате взаимоотношений потребителя с предметом возникает цепочка: «человек — машина». Изучением этих взаимоотношений занимается наука эргономика, состоящая из трех разделов: антропология, эргономика и инженерная психология.

Дизайн, как любая деятельность имеет свою специфику, свои отличительные признаки:

— дизайнерские задачи решаются методом компоновки и перекомпоновки.

— наличие осознанной цели;

— наличие аналогов и прототипов;

— отношение продуктов дизайна к технологии (технологичность);

— экономическая особенность дизайна;

— эффективность (экономический эффект);

— дизайн всегда имеет отношение к эстетическим категориям;

— дизайн всегда должен отслеживать социальные последствия внедрения продукта;

— дизайн должен воспитывать вкус потребителя;

— соединение пользы и красоты.

На основе вышеперечисленных признаков, можно дать определение:

Дизайн –проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки и перекомпоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания предметам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом и формирования личности.

Дизайн включает 3 составляющие: — проектный процесс;

10 правил правильного дизайна (В.Рене):

Хороший дизайн – это…

3) Отражающий некоторую эстетику;

5) Понятен потребителю;

8) Продуман до малейших деталей;

10) Минимум дизайна.

Дизайн как метод проектной деятельности:

Существует 2 вида проектирования:

1) Канонический — характерен для Средних веков, кустарного производства, представляет собой передачу информации с помощью существующих предметов.

Канон – система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей, социально – культурных значений данного общества, овеществленных в предметной форме ремесленного продукта.

2) Проектный тип деятельности (сначала придумать, затем запустить в производство).

— анализ аналогов – критическая оценка;

— творческая проектная, преобразовательная деятельность (формальное проектирование, функциональное проектирование, технологическое проектирование).

2 Дизайн как средство коммуникаций между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.

Минервин Дизайн. Иллюстрированный справочник.

Современный дизайнер не может работать без знания основ экономики, производства, социологий, не говоря уже об эргономике или тенденций развития техники. С другой стороны объем этих знаний настолько велик, что дизайнер не может овладеть ими в нужной степени. Поэтому важно чтобы он, работая со специалистами разного профиля, мог знать бы основы их профессионального языка, так как только при этом условий возможно соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта, к чему и стремиться дизайнер.(158).

Из учебника Михайлова Основы дизайна 2008г.

Дизайн-програмирование изделия Глубокий и всесторонний анализ на различных проектных стадиях, начиная с предпроектных исследований и заканчивая вопросами утилизацией прошедшего эксплуатацию изделия с привлечением самых современных научных диагностических средств, знаний широкого спектра специалистов из различных областей определяет специфику деятельности современного дизайнера.

Его труд зачастую порой больше напоминает кропотливую аналитическую работу исследователя чем спонтанное творчество художника или архитектора.

По сути дизайн является связующим звеном между всеми сферами как создания вещи, так и контроля за потреблением, налаживанием обратной связи с потребителем, и заканчивая утилизацией вещи. Дизайн сегодня это та база на которой строится весь остальной процесс создания, реализаций, утилизаций вещи.

Дизайн отличается как от чисто технической деятельности, так и от искусства качеством новизны, остроумия, неожиданности решений и подходов к вещам, предметам и ситуациям, конструируя их как-то по-другому.

Ряд других признаков может иметь параллели с иными областями деятельности.

1. Наиболее существенным признаком дизайна является решение дизайнерских задач методом компоновки.

2. Важным признаком дизайна является наличие осознанной цели.

3. Еще один признак дизайна, также сближающий его с конструированием — наличие исходных данных или прототипов.

4. Существенной особенностью дизайна по отношению к технологии является их тесное взаимодействие.

5. Связь с технологией определяет экономические особенности дизайна. Дизайн всегда связан с предварительным вложением средств.

6. Постоянная цель и особенность дизайна — в его заботе о человеке. Этот признак свойственен дизайну по определению, т.е. в силу самой его сущности.

7. Дизайну присуща восприимчивость к эстетическим категориям.

8. Результатом дизайнерской деятельности являются социальные последствия, как правило, заранее непредсказуемые.

9. Важнейшим признаком дизайна является соединение пользы и красоты. Речь идет именно о первой составляющей — о пользе. Достижение пользы выступает обычно главной целью дизайнерской модернизации любого объекта. Критерий пользы, как правило, выступает в дизайне в обличии «удобства» и «комфорта».

10. Как и искусство, дизайн воздействует на человека, воспитывает его вкус, но его воспитательная роль не ограничивается вкусом. Дизайн показывает, как можно сделать изделие, интерьер, костюм, ситуацию удобнее, комфортнее, более приспособленной к человеку. Цель дизайна есть воспитание, а значит, и формирование личности.

Дизайн — проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе, и в формировании личности.

Термином «дизайн» могут обозначаться собственно проект, процесс проектирования и его результат — осуществленный проект.

Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна. (методология)

Виды дизайна:

промышленный – основной вид. Особенность в программном и целостном подходе. От общих задач к частным.

дизайн среды (интерьера) – средовой подход дает возможность рассматривать среду обитания человека в неразрывности всех ее компонентов. При рассмотрении субъектно – объектных связей следует рассматривать среду из 2ух компонентов: пространство и деятельность. Проектирование методом функционального зонирования. Постоянно следует думать о масштабности. Специфика в этапах: концептуальный макет, эскизный дизайн проект (без вариантов), технический проект (документация – планы, развертки, 3д, все сметы и расчеты обязательно), авторский надзор.

графический дизайн – обслуживающий дизайн

дизайн одежды

арт – дизайн –обладает качествами искусства, т.е. некоторой субъективностью, ограничен в тираже, эксклюзивен

ландшафтныйдизайн – тесно связан с архитектурой

рекламный дизайн

виртуальный дизайн (скоро 3д голограммы)

— web – дизайн

— расширяющийся дизайн –политический дизайн, имидж – дизайн.

Проектные задачидолжны решать проектные проблемы-противоречия.

Проектные проблемы связаны с пппп:

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

10 направлений дизайна с практической пользой

Для многих людей, далеких от творческих профессий, дизайнеры, художники и все прочие поэты живут в своем мире, оторванном от реальности, не делают ничего «дельного» и, чего уж греха таить, вообще паразитируют на теле общества. Но на самом деле, в отличие от поэтов и художников, дизайнеры всегда решает конкретную, осязаемую задачу. Эта статья поможет выбрать такое направление в дизайне в зависимости от того, что вам нравится.

UX/UI-дизайн

Начнем с дизайна пользовательского опыта / пользовательских интерфейсов (User eXperience / User Interface). Эти два направления часто ставят вместе, но некоторая разница между ними все-таки есть. Цель UX-дизайна — развивать взаимодействие пользователя с продуктом так, чтобы росло удовлетворение пользователя, а вместе с ним и его лояльность продукту. Формулировка очень обтекаемая, но она четко выражает суть термина. UX-дизайн применим во всех сферах жизни, в отличие от UI-дизайна, который все-таки относится к цифровым продуктам. UI-дизайн сконцентрирован на самом продукте.

Обладатель премии UX Design Awards 2019 года — бимодальное слуховое решение, управляемое с помощью смартфона

В статье Хельги Морено, посвященной разнице между UX- и UI-дизайном, есть хорошее сравнение: «Если что-нибудь выглядит здорово, но им сложно пользоваться — это признак хорошего UI и плохо UX. Если пользоваться легко, но на вид это ужасно — мы имеем дело с хорошим UX и недоработанным UI».

Кстати, сегодня мы как раз запустили новый факультет GeekUniversity — UX/UI-дизайн. Но об этом мы еще напомним — давайте продолжим рассказ о других «полезных» направлениях дизайна.

Промышленный дизайн

Пример интересного индустриального дизайна

Это дизайн любых материальных изделий — от чашек до летательных аппаратов. Основная цель промышленного дизайна — сделать производимые объекты удобнее в использовании, эстетичнее и при этом сократить расходы на их изготовление. Если вы можете посмотреть на привычную вещь, обнаружить в ней слабые места и придумать, как ее улучшить, то стоит попробовать себя в промдизайне. Особенно если вас воодушевляет мысль, что идея из вашей головы материализуется и будет приносить пользу людям.

Веб-дизайн

Когда веб-дизайнер добавляет пространства между элементами

Задача веб-дизайнера — донести информацию пользователю. Специалисту нужно продумать логическую структуру сайта или приложения и выбрать оптимальное художественное оформление. Если на сайтах вас часто возмущают визуальные недочеты и вы знаете, как сделать гармоничнее и удобнее, — попробуйте себя в этом направлении.

Графический дизайн

Примеры логотипов в зависимости от свойств, которые нужно передать

Графический дизайнер налаживает общение бизнеса с клиентами с помощью визуальных средств. Например, один и тот же текст, написанный разными шрифтами, может создать у потенциальных клиентов разное первое впечатление о бренде: представить его как премиальный или, наоборот, предлагающий доступные по цене товары. Разработка айдентики, логотипов, баннеров и упаковок — все это задачи графического дизайнера. Если вы умеете передавать смысл емкими и лаконичными решениями, доносить идеи с помощью образов, можете быстро генерировать ассоциации — стоит попробовать себя в графическом дизайне.

Гейм-дизайн

Прекрасный мир Skyrim, созданный гейм-дизайнерами

Гейм-дизайн — все, что касается формы и содержания игр: создание правил игры, персонажей, миссий, загадок, уровней. Если вы с детства увлекались фантастикой, хотите воплощать магию в жизнь, создавая мифических персонажей или целые миры, — попробуйте себя в гейм-дизайне.

Архитектурный дизайн

Традиционная архитектура в Голландии

Задача архитектора — спроектировать здания, на которые приятно смотреть и в которых удобно жить или работать. Вас вдохновляют масштабные задачи и нравится думать, что ваши творения будут приносить людям пользу десятилетиями, а то и веками? Нравится мысль, что вы будете влиять на облик городов? Интересуетесь урбанистикой и можете оценить каждую деталь архитектурного решения (например, высоту бордюра у тротуара) по практичности, а не только по внешнему виду? Можете не только изобразить здание на бумаге, но и представить его «в жизни», примерив к потребностям каждого из будущих гостей или обитателей? Если такие задачи отзываются желанием взяться за дело — смело развивайтесь в архитектурном дизайне.

Дизайн интерьеров

Когда решил сэкономить на услугах дизайнера

Дизайнер интерьеров делает так, чтобы в помещениях было приятно и комфортно находиться. Он создает в них атмосферу, которая настраивает людей на нужный лад. Если вам нравится такая миссия и вы можете гармонично вместить максимум функциональности в минимум квадратных метров — пробуйте себя здесь!

Световой дизайн

Световой дизайн фар Audi

На первый взгляд это направление может показаться излишеством. Но у светового дизайнера сложная задача и важная миссия: он должен сделать освещение приятным и обеспечить нужный психоэмоциональный эффект — например, повысить трудоспособность или, наоборот, создать расслабляющую атмосферу. А при этом еще максимально сэкономить на электроэнергии.

Читать еще:  Изготовление деревянного компостного ящика

Вам нравится играть со светом и вы знаете, как с его помощью выгодно подать любой объект? Вы видите магию света всюду — на фотографиях, в кино, в музеях, театрах и ресторанах? Развивайте свой талант в световом дизайне.

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн — не просто садоводство, а настоящее искусство на пересечении архитектуры, ботаники и философии. Дизайнер сочетает эти три аспекта в зависимости от того, как будет использоваться территория, которую он облагораживает. Вы цените гармонию и единение с природой? Можете разглядеть в композиции сада камней послание в духе традиционного японского символизма? Вероятно, вам придется по душе ландшафтный дизайн.

Экологичный дизайн

Зеленый дизайн в Сиднее

Основная задача экологичного дизайна — восстановить контакт человека с природой. Использование натуральных материалов, экономичное потребление ресурсов, безвредность для окружающей среды — базис этого направления. Если вам хочется видеть зеленое будущее планеты, то стоит попробовать себя в экодизайне.

В GeekUniversity вы можете освоить различные виды дизайна. Есть как «общий» факультет, так и специализированные — веб-дизайн, графический дизайн, дизайн интерьера. И, как уже было сказано в начале, сегодня открылся еще и факультет UX/UI-дизайна, где за один год обучения вы освоите все навыки специалиста уровня middle и разработаете портфолио для дальнейшего трудоустройства.

Для многих людей, далеких от творческих профессий, дизайнеры, художники и все прочие поэты живут в своем мире, оторванном от реальности, не делают ничего «дельного» и, чего уж греха таить, вообще паразитируют на теле общества. Но на самом деле, в отличие от поэтов и художников, дизайнеры всегда решает конкретную, осязаемую задачу. Эта статья поможет выбрать такое направление в дизайне в зависимости от того, что вам нравится.

UX/UI-дизайн

Начнем с дизайна пользовательского опыта / пользовательских интерфейсов (User eXperience / User Interface). Эти два направления часто ставят вместе, но некоторая разница между ними все-таки есть. Цель UX-дизайна — развивать взаимодействие пользователя с продуктом так, чтобы росло удовлетворение пользователя, а вместе с ним и его лояльность продукту. Формулировка очень обтекаемая, но она четко выражает суть термина. UX-дизайн применим во всех сферах жизни, в отличие от UI-дизайна, который все-таки относится к цифровым продуктам. UI-дизайн сконцентрирован на самом продукте.

Обладатель премии UX Design Awards 2019 года — бимодальное слуховое решение, управляемое с помощью смартфона

В статье Хельги Морено, посвященной разнице между UX- и UI-дизайном, есть хорошее сравнение: «Если что-нибудь выглядит здорово, но им сложно пользоваться — это признак хорошего UI и плохо UX. Если пользоваться легко, но на вид это ужасно — мы имеем дело с хорошим UX и недоработанным UI».

Кстати, сегодня мы как раз запустили новый факультет GeekUniversity — UX/UI-дизайн. Но об этом мы еще напомним — давайте продолжим рассказ о других «полезных» направлениях дизайна.

Промышленный дизайн

Пример интересного индустриального дизайна

Это дизайн любых материальных изделий — от чашек до летательных аппаратов. Основная цель промышленного дизайна — сделать производимые объекты удобнее в использовании, эстетичнее и при этом сократить расходы на их изготовление. Если вы можете посмотреть на привычную вещь, обнаружить в ней слабые места и придумать, как ее улучшить, то стоит попробовать себя в промдизайне. Особенно если вас воодушевляет мысль, что идея из вашей головы материализуется и будет приносить пользу людям.

Веб-дизайн

Когда веб-дизайнер добавляет пространства между элементами

Задача веб-дизайнера — донести информацию пользователю. Специалисту нужно продумать логическую структуру сайта или приложения и выбрать оптимальное художественное оформление. Если на сайтах вас часто возмущают визуальные недочеты и вы знаете, как сделать гармоничнее и удобнее, — попробуйте себя в этом направлении.

Графический дизайн

Примеры логотипов в зависимости от свойств, которые нужно передать

Графический дизайнер налаживает общение бизнеса с клиентами с помощью визуальных средств. Например, один и тот же текст, написанный разными шрифтами, может создать у потенциальных клиентов разное первое впечатление о бренде: представить его как премиальный или, наоборот, предлагающий доступные по цене товары. Разработка айдентики, логотипов, баннеров и упаковок — все это задачи графического дизайнера. Если вы умеете передавать смысл емкими и лаконичными решениями, доносить идеи с помощью образов, можете быстро генерировать ассоциации — стоит попробовать себя в графическом дизайне.

Гейм-дизайн

Прекрасный мир Skyrim, созданный гейм-дизайнерами

Гейм-дизайн — все, что касается формы и содержания игр: создание правил игры, персонажей, миссий, загадок, уровней. Если вы с детства увлекались фантастикой, хотите воплощать магию в жизнь, создавая мифических персонажей или целые миры, — попробуйте себя в гейм-дизайне.

Архитектурный дизайн

Традиционная архитектура в Голландии

Задача архитектора — спроектировать здания, на которые приятно смотреть и в которых удобно жить или работать. Вас вдохновляют масштабные задачи и нравится думать, что ваши творения будут приносить людям пользу десятилетиями, а то и веками? Нравится мысль, что вы будете влиять на облик городов? Интересуетесь урбанистикой и можете оценить каждую деталь архитектурного решения (например, высоту бордюра у тротуара) по практичности, а не только по внешнему виду? Можете не только изобразить здание на бумаге, но и представить его «в жизни», примерив к потребностям каждого из будущих гостей или обитателей? Если такие задачи отзываются желанием взяться за дело — смело развивайтесь в архитектурном дизайне.

Дизайн интерьеров

Когда решил сэкономить на услугах дизайнера

Дизайнер интерьеров делает так, чтобы в помещениях было приятно и комфортно находиться. Он создает в них атмосферу, которая настраивает людей на нужный лад. Если вам нравится такая миссия и вы можете гармонично вместить максимум функциональности в минимум квадратных метров — пробуйте себя здесь!

Световой дизайн

Световой дизайн фар Audi

На первый взгляд это направление может показаться излишеством. Но у светового дизайнера сложная задача и важная миссия: он должен сделать освещение приятным и обеспечить нужный психоэмоциональный эффект — например, повысить трудоспособность или, наоборот, создать расслабляющую атмосферу. А при этом еще максимально сэкономить на электроэнергии.

Вам нравится играть со светом и вы знаете, как с его помощью выгодно подать любой объект? Вы видите магию света всюду — на фотографиях, в кино, в музеях, театрах и ресторанах? Развивайте свой талант в световом дизайне.

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн — не просто садоводство, а настоящее искусство на пересечении архитектуры, ботаники и философии. Дизайнер сочетает эти три аспекта в зависимости от того, как будет использоваться территория, которую он облагораживает. Вы цените гармонию и единение с природой? Можете разглядеть в композиции сада камней послание в духе традиционного японского символизма? Вероятно, вам придется по душе ландшафтный дизайн.

Экологичный дизайн

Зеленый дизайн в Сиднее

Основная задача экологичного дизайна — восстановить контакт человека с природой. Использование натуральных материалов, экономичное потребление ресурсов, безвредность для окружающей среды — базис этого направления. Если вам хочется видеть зеленое будущее планеты, то стоит попробовать себя в экодизайне.

В GeekUniversity вы можете освоить различные виды дизайна. Есть как «общий» факультет, так и специализированные — веб-дизайн, графический дизайн, дизайн интерьера. И, как уже было сказано в начале, сегодня открылся еще и факультет UX/UI-дизайна, где за один год обучения вы освоите все навыки специалиста уровня middle и разработаете портфолио для дальнейшего трудоустройства.

3. Цель, функции и задачи дизайна

3. 1. Основная цель дизайна, ее смысл и определение

В работе В. Глазычева «О дизайне» [5], представлявшей собой первый отечественный опыт обобщения, анализа и систематизации теоретических идей и практики дизайна на Западе, приведены точки зрения на сущность дизайна ведущих специалистов этой профессии, отраженные в публикациях 50 – 60-х гг. XX в., которые прямо или косвенно выражают их разнообразные представления о социально значимой цели дизайн-деятельности.

«Джордж Нельсон рассматривает дизайн в аспекте его двойственного бытия – как обслуживающую профессию в условиях «цивилизации суперкомфорта» и одновременно как внутренне свободную творческую деятельность, как способ профессионального самоудовлетворения художника в современном мире.

Джон Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом в аспекте «профессиональной этики». В то же время он видит дизайн как нормальную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.

Джио Понти рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм.

Герберт Рид рассматривает дизайн как профессию с точки зрения нормальной организации эффективной профессиональной деятельности в «нормальных» капиталистических условиях, однако в отличие от Глоага, вообще отказывается рассматривать иные аспекты как «затрудняющие нормальную постановку вопроса».

Юисман и Патри видят в дизайне техническое средство достижения нормального уровня потребления, характерного для «американского образа жизни».

Джилло Дорфлес, Брюс Арчер, Абраам Моль, Дэвид Пай и ряд других предпочитают рассматривать дизайн как определенный способ передачи упорядоченной информации.

Наконец, Томас Мальдонадо пытается рассматривать дизайн во всей его многоаспектной проблематике, неизбежно балансируя между теоретической и практической постановкой вопроса» [5, с. 55−56].

Из этих и многих других высказываний можно сделать вывод о реальной сложности рассматриваемого явления, его многоаспектности и структурно-типологической неоднородности (см. разд. 2).

Дизайн-деятельность, по мнению упомянутых выше специалистов этой профессии (нередко противоречащих друг другу), представляет собой философию управления или область массового искусства, или сферу самовыражения внутренне свободного художника – представителя сверхпрофессии «в высшей форме искусства», или «способ передачи упорядоченной информации», или «нормальную техническую операцию» в процессе производства промышленной продукции, или просто «новое явление» в сфере человеческой общественной практики.

Считается, что дизайн должен служить:

− обслуживанию любых запросов потребителей;

− обслуживанию любых нужд предпринимателей;

− ликвидации визуального хаоса форм посредством упорядочения, гармонизации предметного мира;

− обеспечению коммерческого успеха фирм-производителей товаров и предприятий торговли;

− развитию общества массового потребления;

− созданию непреходящих ценностей в сфере материально-художественной культуры и т. д.

Во всех этих мнениях, отражающих с различной степенью достоверности разные стороны сущности дизайна, а также те или иные задачи дизайн-деятельности, отсутствует социологический взгляд на дизайн как целостное явление культуры и на его социально-культурную роль в многообразной жизнедеятельности людей.

Следует осознать, что вопреки кажущейся очевидности конечной социально значимой целью дизайн-деятельности «являются не столько сами вещи (красивые, удобные, современные, прекрасно функционирующие и делающие жизнь человека достойной его человеческой сущности), сколько люди, для которых и создаются эти вещи, с их образом и стилем жизни, отношениями, вкусами, идеалами, устремлениями, культурой, формирующей из индивида личность на благо самой личности и общества» [15, с. 69].

Эта идея ясно выражена в афоризме известного венгерского дизайнера Ласло Мохоли-Надя (преподававшего в 20-е гг. XX в. в Баухаузе Вальтера Гропиуса): «Цель – человек, а не вещь». Гуманистическая ориентация классического дизайна, его антропоцентризм, пропагандируемые выдающимися дизайнерами мира, расходятся с активно распространяемым апологетами коммерческого дизайна лозунгом: «Что хорошо для бизнеса, хорошо и для общества». Реальная жизнь дает немало доказательств тому, что коммерческие интересы производителей и продавцов промышленных изделий-товаров нередко вступают в противоречие с интересами потребителей. Поэтому дизайнеры, которых директор Британского Совета по дизайну Поль Рейли называл «совестью промышленного производства», по его убеждению, должны следить за соблюдением всех требований к качеству дизайн-продукта не только в интересах своего заказчика, но и ради тех, кто будет пользоваться изделиями, в создании которых участвовал дизайнер.

Вещи, являющиеся для потребителей средствами предметного обеспечения самых разнообразных материальных и духовных, в том числе утилитарных и эстетических потребностей людей, реализуемых при помощи этих предметных средств в различных процессах их жизнедеятельности, способствуют по мере своего совершенствования повышению качества жизни людей. С этим и связана социально-культурно ориентированная цель дизайн-деятельности, сформулированная следующим образом.

Читать еще:  Интерьер дачного деревянного дома

Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей.

Цель дизайна, ее многоаспектность как специфической формы бытия культуры (способствующей взаимосвязи и взаимообогащению материальной и духовной ее сфер благодаря художественному осмыслению объектов разработки в процессе их художественного моделирования) обусловливает структуру общественно значимых функций дизайна. Эти функции осуществляются в процессе и результатах постановки и решения социально значимых задач дизайна.

Поэтому логично до рассмотрения системы задач дизайна проанализировать систему его функций в обществе [15].

Дизайн. Виды дизайна

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с историей и видами дизайна.

Задачи:

Обучающие:

  • Углубление эстетического познания.
  • Знакомство учащихся с историей и видами дизайна.

Развивающие:

  • Развитие композиционного мышления, художественного вкуса.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание собранности, аккуратности.
  • Воспитание умения планировать свою работу.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование урока: заготовки (контуры машины), компьютер, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

Методы: лекционный, частично-поисковый.

План урока

1. Организационный момент. 3 мин.

2. Цели и задачи дизайна. 1 мин.

3. История дизайна. 3 мин.

4. Презентация «Виды дизайна»:

  • промышленный дизайн
  • графический дизайн
  • книжный дизайн
  • визаж
  • дизайн одежды
  • фитодизайн
  • ландшафтный дизайн

5. Практическая часть. 20 мин.

Работа в группах по созданию дизайна. 10 мин.

  • 1 группа — проект автобусной остановки.
  • 2 группа — эскиз фантазийного макияжа
  • 3 группа — дизайн сотового телефона
  • 4 группа — эскиз современной школьной формы

6. Представление работ. 4 мин.

8. Домашнее задание. 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. 3 мин.

2. Постановка задачи. 1 мин.

Дизайн — это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.

Давайте разберёмся, почему дизайн так актуален в наше время?

3. Решение задачи.

А) Сообщение ученика на тему «История дизайна

Б) Сообщение целей и задач дизайна.

В) Презентация «Виды дизайна»

Для того что бы решить поставленную задачу, мы с вами познакомимся с историей дизайна, выясним, какие цели и задачи стоят перед дизайном и рассмотрим виды дизайна. Затем мы выполним практическую работу.

А) Сообщение на тему «История дизайна» подготовил ученик.

Б) Цель дизайна — художественное проектирование предметно-пространственной среды человека, конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.

Задачи:

  • польза и красота
  • удобство
  • простота изготовления
  • серийность
  • транспортировка
  • упаковка и т.д.(Слайд №3) 1 мин.

В) Виды дизайна. 20 мин.

Промышленный дизайн. (Слайд № 4,5,6)

Промышленный дизайн — это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.

Создание новой вещи — сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют: учёные, инженеры и дизайнеры.

Дизайнер задумывает вещь, не только её форму, но и характер пользования ею, специфику и место среди других вещей, а от сюда её потребительские и товарные свойства.

Художник всегда выражает себя в своих произведениях. Дизайнеру позволено это делать без каких-либо ограничений.

Графический дизайн (Слайд 7,8)

Графический дизайн — это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы.

Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов.

Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы.

Отличительные особенности знака — обобщённость и условность в изображении предметных форм.

Книжный дизайн (Слайд 9)

Книжный дизайн это новые, разнообразные конструкции книги.

Дизайнер занимается оформлением книги: определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.д.).

Большую роль играет разработка внешнего облика книги (переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист, иллюстрации).

Визаж (Слайд 10,11)

Визаж (искусство макияжа) — участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист — дизайнер и архитектор лица. Понятие «макияж» имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом — искусство оформления лица (дневной, вечерний, фантазийный, карнавальный и др.)

Дизайн одежды (12,13)

Дизайн одежды — моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ.

Мода — это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.

Фитодизайн. (Слайд 14)

Фитодизайн — составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, а так же целостное оформление интерьеров предметами флоры. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт помещения и улучшает его микроклимат.

Ландшафтный дизайн. (Слайд 15,16)

Ландшафтный дизайн — дизайн среды. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий, учитывая взаимосвязь зелёных насаждений и архитектурных построек.

5. Практическая часть. (Слайд 17) Работа в группах по созданию дизайна. 10 мин.

Цели: закрепить полученные знания по видам дизайна, развитие художественного воображения учащихся, умение работать в коллективе.

Учащиеся класса делятся на 4е группы для выполнения совместной работы. Перед каждой группой ставится конкретная задача, для выполнения которой учитель обеспечивает рабочим материалом группу — лист бумаги (формат А3), цветные карандаши и фломастеры.

  • 1 группа — проект автобусной остановки.
  • 2 группа — эскиз фантазийного макияжа
  • 3 группа — дизайн сотового телефона
  • 4 группа — эскиз современной школьной фор

6. Представление работ. После выполнения работы один ученик из группы представляет разработанный дизайнерский проект группы. 4 мин.

7. Вывод. Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства — дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Вы все сегодня были немного дизайнерами 1 мин.

8. Домашнее задание. (Слайд 18) 2 мин.

Разработать ландшафтный дизайн — «Школьная территория».

Функции и задачи дизайнера на проекте. Первая статья из цикла

Какие задачи решает дизайнер на проекте. Часть 1

Дизайнер интерьера – человек, который делает красивые и стильные интерьеры. У всех представление о дизайнере именно такое, но мало кому известно, какие функции и роль дизайнер берет на себя в создании интерьера. Встречаются неопытные дизайнеры, они сами четко не понимают свои функции и задачи, а клиент тем более ничего не знает. Это приводит к недопониманию, разочарованию и в итоге к конфликту. Сталкивались с такой ситуацией?

Например, клиент просит дизайнера рассчитать количество радиаторов отопления и посчитать теплоотдачу. Клиенту никто не говорил, что это инженерный вопрос и к дизайнеру он не предъявляется, а дизайнер боится показаться непрофессиональным, обидеть клиента отказом и занимается не профильной работой, изучает тематику или просто делает тяп ляп, а в это время основные задачи стоят на паузе. Сроки срываются, качество падает.

Чтобы избежать подобных ситуаций давайте разберемся, что должен делать дизайнер. Какой путь проходит дизайнер вместе с клиентом от черновой квартиры до заселения? Кто еще участвует в процессе? Какие знания и технологии нужны для реализации интерьера? Об этом поговорим в этой статье.

Результатом работы дизайнера является реализованный по проекту интерьер, поэтому дизайнер работает в двух стадиях: проектная и послепроектная. В этой части мы подробно рассмотрим проектную стадию.

Проектная стадия

В проектной стадии дизайнер решает не только стилистическую часть будущего интерьера, а в первую очередь работает с конструктивом и функционалом, потом только нанизывает эстетику, увязывает решения с индивидуальными потребностями клиента и бюджетом, а в финале готовит инструкцию для реализации в виде рабочих чертежей.

Основа и каркас всего интерьера — планировка и функциональное решение пространства.

  1. 1.Планировка и решение пространства

На этом этапе дизайнер создает функционал помещения и каркас будущего интерьера:

  • Определяет функциональные зоны
  • Планирует расположение комнат
  • Увязывает решения с инженерией объекта и коммуникациями
  • Продумывает маршруты передвижения и удобство пользования
  • Расставляет мебель и оборудование
  • Следит за эргономикой и создает комфортную среду
  • Придумывает стилеобразующие конструкции

Знания и навыки:Знание основ эргономикиЗнание габаритных размеров мебели и оборудованияОсновы строительных технологий

2. Стиль и эстетика

Фундамент заложен, теперь дизайнер оформляет решения эстетически и делает интерьер красивым, стильным и уютным:

  • Определяет стиль интерьера
  • Создает стилистическую концепцию
  • Подбирает цветовую гамму
  • Определяет типы материала (мрамор или керамогранит, паркет или ламинат, пластик или металл)
  • Работает с фактурами материала (глянец или мат, грубые или гладкие поверхности)
  • Увязывает материалы и решения с бюджетом проекта
  • Работает с пропорциями
  • Создает художественную композицию элементов интерьера
  • Дополняет пространство декором

Знания и навыки:КолористикаЗаконы композицииЧувство вкусаЧувство пропорцийМатериаловедение

3. Техническая часть

Дизайнер создал конструктив и функционал, оформил эстетически и теперь нужно сделать чертежи и инструкции для того, чтобы реализовать интерьер. На этом этапе дизайнер решает технические задачи:

  • Чертит планы и проставляет размеры
  • Разрабатывает исполнительные схемы, узлы, стыки
  • Рассчитывает площади материалов
  • Указывает как собирать конструкции и из чего их делать

В целом дизайнер максимально подробно переводит визуальные эскизы на строительный язык. Задача – дать понятную инструкцию строителям, мебельщикам и другим мастерам подрядчикам для реализации задумки.

4. Комплектация

На проекте работа дизайнера не заканчивается, и я борюсь чтобы проект был реализуемый. Для этого нужно закладывать в проект доступные и согласованные материалы. Проектные решения должны быть целесообразны для клиента и соответствовать бюджету.

Я специально выделил комплектацию в отдельный пункт, чтобы подчеркнуть важность этой функции на проекте. Что дизайнер делает, чтобы у клиента была финансовая возможность реализовать проект, каким его согласовали.

  • В начале проекта узнает у клиента бюджет на проект
  • Проектирует опираясь на бюджет
  • Проводит маркетинговые исследования и подбирает материал у реальных поставщиков
  • Согласовывает с клиентом порядок стоимости и доступность прежде чем его применить в проекте.
  • Предлагает альтернативы в разных ценовых сегментах

5. Организационная функция

Кроме прямых профильных функций дизайнер является главой проекта, как режиссер на съемочной площадке и отвечает за организацию работы и финальный результат.

Дизайнер привлекает на проект других профильных специалистов, поставщиков, инженеров и подрядчиков. Делает запросы по их профильной области, ставит задачи и соединяет информацию от них в единый проект: решает коммуникации и инженерные разводки эстетически и конструктивно, предусматривает технические характеристики оборудования и т.д., например, увязывает планы вентиляции с конструктивом потолка и скрывает воздуховоды.

Результатом проектной стадии будет реализуемый дизайн-проект, по которому можно начинать строить.

Во второй части статьи, я расскажу о работе и функциях дизайнера на после проектной стадии.

Задачи современного дизайна

А на уровне свадьбы гораздо легче сделать яркое заявление, выделяющее среди других салонов:

— Мы не любим пошлые советские свадьбы с выкупами, столами буквой «П» и песней «Свадебные цветы». Это пытка для всех: гости фотографируются среди шариков в обшарпанном подъезде, катаются на микроавтобусе, слушают тамаду в кафтане. Кусаем каравай, бьём бокалы, собираем деньги в ползунки — бессмысленная чушь. Нет радостных воспоминаний, нет красивых фотографий, нет истории, которой хотелось бы поделиться. Упущенный шанс сделать праздник.

Мы хотим, чтобы больше людей женились красиво. Чтобы свадьбы были о влюблённых, а не о суевериях и амбициях родителей. К счастью, мы не одиноки, поэтому в феврале 2013 года мы открыли свой свадебный салон в Москве.

Обращение соавторов на главной странице сайта «Мэри Трюфель»

Читать еще:  Габионы своими руками в ландшафтном дизайне

Если система сложная, схема станет навигатором для поиска решения задачи. Не получилось на этом уровне — рассмотрим решение в надсистеме или подсистеме.

Функциональная иерархия. Если на выбранном для решения задачи уровне системы — например программного продукта, — выполняется много функций, полезное действие имеет смысл представить в виде дерева.

Функциональная иерархия описывает возможности продукта для решения задач пользователей. На верхних уровнях иерархии находятся макрозадачи пользователей, а на нижних — элементарные операции. В функциональной иерархии принципиально не используются терминология и описание конкретной реализации дизайна или пользовательского интерфейса. Помните принцип отделения полезного действия от системы?

Цель написания функциональной иерархии во время анализа — изучить предметную область и проблемную ситуацию, выбрать задачи пользователей, покрываемые продуктом. На её основе могут быть составлены базовые сценарии работы с продуктом и структура будущего продукта.

Степень детализации функциональной иерархии выбирается так, чтобы не упустить важные частные задачи пользователей, но при этом не описывать конкретные интерфейсные решения. Ниже фрагмент функциональной иерархии почтового клиента:

  • Работа с почтовыми сообщениями
    • Проверка наличия новых сообщений
      • Ручная проверка
      • Индикация новой почты
    • Просмотр входящей корреспонденции
      • Просмотр множества писем, выбор
      • Чтение отдельного сообщения
    • Работа с вложенными документами
      • Просмотр вложенных документов
        • в т. ч. просмотр альбомов фотографий, архивов
      • Сохранение вложенных документов
      • Печать вложенных документов
    • Ответ на сообщение
      • Работа с цитатами
    • Пересылка сообщения
    • Пометка сообщений (важность и напоминания, пометка о прочтении, защита от удаления, спам/не спам)

Правильно составленная функциональная иерархия напоминает хорошую инструкцию пользователя — какие полезные функции и сценарии есть в системе?

Кстати, майндмепы, или интеллект-карты ,— графический аналог функциональной иерархии.

Структурные и инфологические схемы. Если в системе много физических или информационных объектов — станций метро, автобусных остановок, зон погрузки, продуктов в линейке, элементов интерфейса, типов данных — понять систему помогут структурные схемы:

Синтаксический анализ и сценарии. Функциональная иерархия полезна, когда в системе много «глаголов» — полезных действий. Структурные и инфологические схемы — когда много «существительных» — элементов и объектов. Но если в системе много и того, и другого, чтобы её осмыслить, не обойтись без формального описания её элементов, связей, событий и состояний.

Идея синтаксического анализа системы в аналогии с языком. Ведь язык отражает сложный мир вокруг человека, значит можно выделить в системе стандартные элементы — «члены предложения» и описать её связи и события обычными предложениями.

В наших предложениях будут субъекты — действующие лица, подлежащие. Например, в задании на разработку системы контроля маржинальности телекоммуникакционного оператора мы выделили субъекты: менеджер, контролёр, аудитор.

Субъекты имеют дело с объектами — дополнениями. В той же системе это: филиал, канал, доходный договор, расходный договор, а также связанные с ними параметры: плановые и фактические начисления, маржинальность.

У объектов бывают разные состояния — определения. Например, канал может быть: в норме, низкомаржинальный, на проверке у контролёра.

Когда определены действующие лица, объекты и состояния, можно написать сценарии — предложения, описывающие связи между объектами, действия субъектов над объектами, изменения состояний объектов, например:

Менеджер ежедневно просматривает все новые каналы своего филиала. Его задача — убедиться, что с маржинальностью каждого канала всё в порядке, а если это не так — разобраться, почему, и исправить ситуацию.

С каналами, маржинальность которых в норме либо договоры по которым были утверждены контролёром или аудитором (в статусах «в норме» и «утверждён» ниже) менеджеру ничего не нужно делать, но важно их просто увидеть. Он просматривает информацию о них и жмёт кнопку «Просмотрено».

Если у канала статус «низкомаржинальный», менеджер просматривает данные такого канала на предмет ошибок, которые он может исправить самостоятельно. Если менеджер сам решил, что с каналом всё в порядке, то он нажимает «Утвердить», и канал получает статус «утверждён менеджером».

Но, скорее всего, он сам не сможет решить проблему, и ему понадобится помощь контролёра. На этот случай у него есть кнопка «Передать контролёру». При её нажатии канал получает статус «на проверке у контролёра».

Используемый системными аналитиками универсальный язык моделирования Ю-эм -эль — это способ синтаксического описания систем в графической форме.

Другой пример применения синтаксического анализа — правила редактуры текста элементов пользовательского интерфейса. Идею о том, что интерфейс подчиняется синтаксису языка, я сформулировал в 2007 году. Тогда же мы задались целью систематизировать знания о синтаксисе в приложении к интерфейсу. Оказалось, что элементам интерфейса в интерфейсе соответствуют члены предложения. Например, обычные кнопки могут выражать сказуемые и подлежащие, чекбоксы и радиокнопки — дополнения, определения и обстоятельства.

Текстовые формулы систем, которые мы рассматривали в советах о создании работоспособных систем — тоже пример синтаксического анализа:

Пользователи чекинятся в заведении, потому что завидуют чужому мэрству

В формуле описывается не вся сложная система целиком, а главный принцип её действия.

Анализ ресурсов. Ничто так не помогает дизайнеру решить задачу, как заданный себе вопрос: а что у нас есть? Что я могу использовать?

Обезьяна берёт палку, чтобы достать банан. Оружейный конструктор использует пороховые газы после выстрела, чтобы перезарядить автомат. Предприниматель устраивает учебный класс с кофе-баром на базе офиса своей компании. Программист использует готовую библиотеку, чтобы не писать код заново. Дизайнер логотипа использует букву в названии продукта, похожую на нужный объект.

Чтобы решить задачу эффективно, нужно на этапе анализа произвести «инвентаризацию» ресурсов, то есть аккуратно собрать и выписать, что у нас есть.

Работающая система потребляет ресурсы — энергетические, материальные и информационные. Эти ресурсы уже находятся в системе и их лучше использовать для решения текущей задачи в первую очередь. Какой у нас источник энергии? Какие у наших пользователей мотивы? Какой материал у нас всегда в запасе? Какая у нас есть информация?

Внешние ресурсы находятся снаружи, их тоже можно использовать. Какую функцию телефона можно использовать в приложении, чтобы не писать свою? Где взять готовую картинку? Кто подбросит меня до работы? А что если все едущие на работу будут подбрасывать по пути остальных в нашем сервисе?

В прошлом таксопарки содержали свои автомобили и автомастерские. Теперь таксокорпорации Убер, Яндекс и Гетт не владеют собственными автомобилями, а используют автомобили водителей, таксопарков и компаний-партнёров .

Лучший вид ресурсов — это бесплатные или копеечные: воздух, вода, отходы, остатки, обрезки, не пошедшие в дело, статистика пользователей, история посещений и покупок.

Отдельный вид информационных ресурсов — культурные зацепки в голове аудитории. Мемы, визуальные образы, поговорки, цитаты из фильмов и литературы можно использовать для решения задачи — часто совершенно бесплатно.

Шеф-повар , журналист и автор Алексей Зимин постоянно использует в своих рецептах и книгах смешные заголовки с культурными отсылками: «Вок в помощь», «Паровое дело», «Горе от умами», «Овощи в себе», «Дорога блинная», «Тихий удон», «Вечно пряные».

В наше время не требуется большая эрудиция, чтобы использовать такие ресурсы в дизайне. Поиск по картинкам, поговоркам и цитатам — рутинный этап любого проекта:

Мудборды и культурный поиск в графическом дизайне — это тоже анализ ресурсов для решения задачи.

Поиск клише и существующих решений поможет понять, в каком виде потребители привыкли получать полезное действие в продуктах, подобных вашему. Потом это пригодится, чтобы проверять решение по параметру «образование», чтобы он был понятен и близок пользователям психологически и культурно.

Короткий путь. Формулировка полезного действия и анализ ресурсов обязательны в любой задаче. Но если каждый раз строить матрицу системы, функциональную иерархию, структурную схему и проводить синтаксический разбор, только анализ растянется на недели.

Хорошая новость в том, что у проектировщика нет необходимости использовать сразу все инструменты. Ниже несколько ориентиров выбора инструментов в бюро:

Матрица системы — очень трудоёмкий инструмент. Построение матрицы продукта или компании занимает несколько дней, в которые мы проводим сессии с клиентом. Поэтому матрицу системы имеет смысл использовать в редких случаях, когда нужно посмотреть на бизнес глобально, понять его пользу и сильные стороны, увидеть просчёты и возможности на всех уровнях. Как ни странно, чаще всего этот инструмент мы применяем в графическом дизайне — при создании логотипа и фирменного стиля, чтобы лицо компании выглядело осмысленно и последовательно со всех точек зрения. Другой пример — когда компании нужно сделать резкий рывок в развитии, сохранив при этом свою суть и не потеряв наработанное.

Функциональная иерархия полезна для ускоренного анализа многофункционального, как правило, уже существующего продукта. В бюро бывает так: приходит клиент с большим продуктом. Вроде понятно, что нужно начать с малого, но продукт настолько большой, что невозможно понять, за что хвататься. Только на экскурсию по продукту уйдёт несколько дней. А функциональная иерархия, составленная в разговоре с клиентом, помогает быстро понять, а что, собственно, делает этот продукт? (Вот что надо было использовать тогда с футболистами, Миша).

Структурные схемы продуктов, сайтов, интерфейсов и архитектуры программ — довольно популярный инструмент. Многие дизайнеры интерфейсов составляют подробные карты сайтов и приложений с уменьшенными схемами экранов. Как ни странно, в бюро этот инструмент почти не применяется. Дело в том, что если для осмысления и проектирования продукта нужна структурная схема, значит, проект получается слишком монструозным для одной итерации. Даже работа над большими продуктами, такими как «Система Главбух» была построена так, чтобы структура экранов легко умещалась в голове. Это хорошо и для управления большим проектом, и для поддержки платформы, и для пользовательского интерфейса. Соответственно, структурная схема вам понадобится, если от сложности в проекте никуда не деться: при проектировании микросхемы, навигации в общественном транспорте, операционной системы или логистической схемы.

Синтаксический анализ — это просто более общее и красивое название сценариев использования продукта ( по-английски use cases). Ну должен же я поумничать. Если серьёзно, то взаимодействие в системах не обязательно связано с пользователями или даже с использованием: например, взаимодействие программных интерфейсов или нежелательные столкновения сотрудников тоже можно описать формальным языком. Соответственно, синтаксический анализ пригодится для сложных многопользовательских сервисов, систем документооборота, сложных АПИ . Например, в бюро так описывали взаимодействие Бюробиллинга и Бюрокассы — веб-сервисов для существующих и будущих продуктов бюро.

Модель решения

После этапа анализа мы поняли, чего хотим — сформулировали полезное действие. Разобрались в системе — осмыслили проблемную ситуацию. И знаем, что у нас есть — проанализировали ресурсы.

Вполне возможно, решение уже нашлось. Бывает, хорошее понимание проблемы сразу приводит к решению.

Если решения ещё нет, цель этого этапа — найти идею, образ, принцип, схему решения. С одной стороны, этот этап можно считать частью постановки задачи. Мы всегда включаем первоначальную модель решения в документ «понимание задачи», который утверждаем с клиентом до начала работы. Слишком рискованно брать деньги и начинать работу с клиентом, ещё не зная, что будешь делать.

С другой стороны, модель решения — это уже поиск решения задачи, дизайн смысла. Первоначальная модель может преобразоваться несколько раз.

  • Карл Дункер называл модель решения «функциональным значением» или «функциональным смыслом». У любого конечного решения есть «функциональный смысл», благодаря которому это решение сработало или сработает аналогичное. Одна из задач в экспериментах Дункера — об облучении опухоли рентгеном. Нужно найти способ воздействовать на опухоль лучами так, чтобы не разрушить здоровые ткани. Люди предлагали варианты, которые складывались в три группы:
  • исключить контакт между лучами и здоровой тканью (пропустить лучи через естественные отверстия, защитный барьер, открытая операция);
  • уменьшить мощность лучей по пути, увеличить на опухоли (сконцентрировать несколько слабых лучей на опухоли);
  • уменьшить чувствительность тканей ( какой-нибудь инъекцией).

Вторая модель решения имела техническое воплощение — это правильный ответ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector