155 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить

Рекомендации. Организация работы детского сада в жаркую погоду

На что стоит обратить внимание при организации работы детского сада в жаркую погоду?

Конечно, проветривать помещения дошкольной образовательной организации необходимо в любое время года, но летом это особенно актуально. К тому же если в здании детского сада по проекту не предусмотрена механическая приточная вентиляция (а таких детских садов большинство), то проветривать помещения нужно как можно чаще.

Согласно пп. 8.5, 8.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), сквозное проветривание проводят не менее 10 мин через каждые 1,5 ч. При этом следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание (как правило, проводится во время прогулки воспитанников).

Помимо регулярного сквозного проветривания в жаркую погоду необходима широкая односторонняя аэрация (организованный естественный воздухообмен) всех помещений (разумеется, в присутствии детей). Во время дневного сна детей окна также должны быть открыты (с одной стороны).

Перед началом летнего сезона необходимо проверить исправность форточек и фрамуг, предусмотренных конструкциями окон, наличие фрамужных шнуров, запирающих и предохранительных механизмов во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей.

Для помещений детского сада, имеющих южную, юго-западную и западную ориентации окон, необходима солнцезащита. Лучше всего для этой цели подходят светлые шторы , не пропускающие прямые солнечные лучи, но хорошо их рассеивающие, а также жалюзи . При этом жалюзи при отсутствии прямых солнечных лучей должны полностью раздвигаться в межоконные промежутки, оставляя открытой 100% площади световых проемов окон. Воспитатели должны следить за тем, чтобы солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи) были закрыты в солнечную погоду и полностью раскрыты при отсутствии прямых солнечных лучей, поскольку жалюзи и шторы снижают естественную освещенность помещений и нарушают циркуляцию воздуха и при проветривании, и за счет естественной инфильтрации (притока) воздуха через закрытые окна. В спальных помещениях рекомендуется использовать более плотные шторы, которые нужно обязательно закрывать во время дневного сна детей.

Использовать в группах тюлевые шторы и ламбрекены запрещено , поскольку они не выполняют солнцезащитную функцию и при этом существенно уменьшают естественную освещенность помещений.

Примечание: Меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.

Особенности проведения занятий на улице и в помещениях

В жаркую погоду нужно увеличивать продолжительность прогулок. В ряде случаев будет оправданно изменение времени проведения прогулки (перенос ее на другое время, когда инсоляция групповой площадки меньше). Физическую нагрузку следует по возможности ограничивать, т. к. она способствует перегреванию организма. Лучше проводить на свежем воздухе обучающие занятия с воспитанниками.

За счет регулярного полива территории дошкольной образовательной организации можно создать комфортные условия для прогулок детей на групповых площадках. Согласно п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3049-13 при сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее двух раз в день .

Солнцезащита территории детского сада не менее важна. Теневые навесы на участках должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пп. 3.10–3.10.3 СанПиН 2.4.1.3049-13. Большую роль в защите воспитанников от перегревания играет благоустройство и рациональное озеленение участков.

Как правило, в летний период функционируют не все группы детского сада, поэтому есть возможность выбрать для прогулок наиболее затененные игровые площадки .

Примечание: Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года. СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 3.9

Сокращение численности воспитанников в летний период также позволяет перевести детей из избыточно инсолируемых помещений в групповые, ориентированные на северные и западные стороны.

Некоторые занятия с детьми можно проводить в физкультурном или актовом зале при наличии там условий для создания более комфортного микроклимата. Если есть возможность перевести детей в помещение, оборудованное кондиционером, нужно следить, чтобы терморегулятор кондиционера не был установлен на минимальную температуру , а воспитанники не находились в зоне воздушного потока от кондиционера.

Понизить температуру в помещениях можно за счет частого проведения влажной уборки. В спальне влажная уборка должна быть проведена не менее чем за 30 мин до сна детей. Большое количество комнатных растений тоже позволяет оптимизировать микроклимат в помещениях.

Организация питьевого режима и корректировка рациона питания

В жаркую погоду многократно возрастет потеря жидкости организмом, поэтому потребность в питьевой воде может увеличиться до нескольких литров в сутки сверх обычной нормы. Если температура воздуха поднимается до уровня температуры человеческого тела и выше, усиливается потоотделение – это единственный способ, позволяющий организму снизить температуру тела. Потери жидкости с потом могут составлять до 2 л в час.

В связи с этим и в группах, и на прогулке дети должны быть обеспечены достаточным количеством качественной питьевой воды . Достаточным считается количество, которое удовлетворяет потребность всех детей в воде. Многие дети часто до последнего (иногда вплоть до теплового удара) забывают о питье, поэтому воспитанникам нужно регулярно предлагать воду. Питьевая вода должна храниться в тени и быть не слишком теплой и не слишком холодной (не из холодильника).

При перегревании организма заметно снижается основной обмен веществ, тормозится течение окислительных процессов в клетках. В результате потребность в энергии (калорийность суточного рациона питания) снижается примерно на 5% относительно рекомендуемых средних норм. Поэтому рацион питания в жаркую погоду должен содержать достаточное количество жиров. Что же касается белков, то рекомендуется, не уменьшая общего количества полноценного белка, несколько повысить удельный вес белков животного происхождения. В рацион питания детей рекомендуется включать больше, чем обычно, свежих овощей и фруктов.

Высокая температура ускоряет развитие витаминной недостаточности, так как витамины, особенно водорастворимые (B1 , В2 , B6 , С и РР), выводятся из организма вместе с потом. Поэтому в жаркую погоду особенно важна витаминизация блюд или использование в питании обогащенных продуктов. Рацион питания должен содержать достаточное количество поваренной соли . Это не значит, что блюда нужно больше солить – вполне достаточно количества соли, предусмотренного действующими сборниками рецептур.

При высокой температуре уменьшается слюноотделение, поэтому слишком сухие или вязкие блюда включать в меню воспитанников не рекомендуется. Благоприятно сказывается на самочувствии дошкольников употребление кислых прохладных напитков (компотов, соков, кисломолочных напитков), которыми лучше заменить горячие напитки (чай, кофейный напиток).

Все указанные мероприятия по организации работы детского сада в период жаркой погоды следует утвердить соответствующим приказом заведующего.

Первая помощь при перегревании

Перегревание, которое сегодня принято называть тепловой болезнью, может проявляться самыми различными нарушениями состояния организма: тепловыми судорогами (возникающими обычно в ногах), тепловой сыпью, тошнотой, рвотой, головной болью, усталостью, вялостью, разбитостью, тревогой.

Тепловой удар является наиболее тяжелой формой тепловой болезни (перегревания).

К симптомам теплового удара относятся: температура тела выше 41,1 °C, наличие неврологических симптомов (тошнота, головная боль, потемнение в глазах, покраснение лица, потеря сознания и др.). Тепловой удар нередко приводит к летальному исходу.

Факторы риска возникновения тепловой болезни: перенесенная накануне вирусная инфекция, обезвоживание, усталость, ожирение, недостаток сна, плохая физическая подготовка, а также плохая акклиматизация.

Дети особенно подвержены риску теплового удара в связи с неэффективным потоотделением, высокой скоростью обмена веществ и неспособностью детей заботиться о себе и контролировать окружающую среду.

Охлаждение и восполнение потери жидкости являются наиболее важными составляющими профилактики и лечения тепловой болезни и теплового удара.

При появлении признаков теплового удара обязательно нужно вызвать врача.

Доврачебная помощь заключается в том, что пострадавшего укладывают в тени или в хорошо проветриваемом помещении, расстегивают воротник, снимают обувь. К голове, а также на области крупных сосудов (боковые поверхности шеи, подмышки, паховые области) прикладывают смоченные холодной водой полотенца (салфетки) или пузыри со льдом. Либо пострадавшего обертывают мокрой простыней и обдувают холодным воздухом, так как испарение воды из простыни несколько снизит температуру тела. Жажду утоляют холодной водой. При потере сознания более чем на 3–4 мин пострадавшего поворачивают на бок. При остановке дыхания проводится искусственное дыхание.

Врачебная помощь будет заключаться во внутривенном введении растворов электролитов, применении глюкокортикоидов, нестероидных противовоспалительных средств (парацетамола), производных бензодиазепина, медицинского кислорода.

По материалам статьи Андрея Мосова, рук. экспертного направления некоммерческого партнерства «Росконтроль»,
зав. лабораторией Научно- исследовательского института детского питания

Гигиеническая оценка планировки участка здания и помещений ДОУ и школ

Здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации.

При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников.

Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При размещении территории дошкольной образовательной организации на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение.

На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны:

  • — игровая зона;
  • — хозяйственная зона.

Зона игровой территории включает в себя:

  • — групповые площадки — индивидуальные для каждой
  • — физкультурную площадку (одну или несколько).

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным.

Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес.

Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность.

Необходимо предусмотреть условия для раздельного хранения игрушек, используемых для игры на улице, или прогулочных верандах от игрушек, используемых в помещениях дошкольной организации.

Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствии детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания.

Уборку территории следует проводить ежедневно: утром за 1 — 2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории.

При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день.

Не допускается сжигание мусора на территории дошкольной организации и в непосредственной близости от нее.

Гигиенические требования к планировочной структуре здания определяются видом дошкольной организации и ее деятельностью.

Здание дошкольной организации должно быть 2-этажным.

В условиях плотной жилой застройки и недостатка площадей допускается строительство зданий в 3 этажа

Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей от 3 и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

В планировочной структуре зданий дошкольных организаций необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-м этаже, для детей дошкольного возраста — не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).

Читать еще:  Ступенчатый водопад в саду

В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями.

Для хранения колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек, используемых на территории дошкольных организациях, предусматривают условия для их хранения.

Для осуществления проветривания всех основных помещений дошкольных организаций окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года откидными фрамугами и форточками.

Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение.

Помещения медицинского назначения для обслуживания детей размещают на первом этаже дошкольной организации единым блоком.

Правильный полив овощей

У правильного полива три основных условия: своевременность, регулярность, норма. Как их надо применять для разных овощей летом?

Полив огурцов сверху или в бороздку

Корни огурцов слабые и располагаются в поверхностном слое почвы, который быстро иссушается. К тому же у растений большие листья, они испаряют много воды. Поэтому огурцы поливают часто и методом дождевания. Впрочем, чтобы корни глубже ушли в почву, растения до появления бутонов можно вообще не поливать, если идут хотя бы небольшие дожди. Когда их нет, это делают раз в неделю. С началом цветения поливы в солнечную погоду проводят через 3-4 дня до 17 часов. А в жару — через день. Если же ночи холодные — утром. Доза для взрослых лиан с плодами 20-30 л на 1 м2. От дождевания отказываются, когда на листьях появились пятна — симптом инфекции. Пораженные огурцы под корень не поливают. Воду льют в неглубокие бороздки вокруг растений или вдоль рядка. Полив прекращают, как только вода в борозде перестает впитываться. Для этого можно использовать пористые шланги.

Полив томатов под корень

Томатам не нужна высокая влажность воздуха. Поэтому и применяют аккуратный полив под корень, а не дождевание, хотя и оно возможно в сильную жару (35-40°). Поливают помидоры в первой половине дня: в начале цветения — раз в неделю, потом — раз в 10-12 дней. Отменяют водные процедуры в холодную или сырую погоду. Зато уж когда проводят, то обильные: расходуют по 30 л на 1 м2.

Принцип полива перцев и баклажанов

Принципы полива перцев и баклажанов как у томатов: под корень или по бороздам через 7-10 дней и умеренно. Различие в числе поливов за сезон. Помидорам достаточно 8-9 раз, перцам и баклажанам 10-12. И норма у последних «томатная», от 15 до 30 л, которая зависит от погоды. Орошение проводят либо утром, либо вечером, на заходе солнца, а если стоит долгая засуха — ночью. При температуре ниже 15°С кусты не поливают вообще, чтобы предотвратить появление серой гнили.

Как часто поливать в капусту

Капуста больше других овощей любит пить. Ей нужно много воды для налива сочного кочана. Поэтому, когда он формируется, норма полива на 1 м2 от 30 л, но может достигать и 50. При сухой и жаркой погоде полив проводят дождеванием — утром или вечером. Дневные омовения могут спровоцировать не только ожоги, но и слизистый бактериоз. При похолодании воду льют под корень. Ранние сорта реже — раз в 2-3 дня, а поздние — можно каждый день. Перестают поливать позднюю капусту за 2-3 недели до уборки.

Норма полива моркови после посева

Сразу после посева моркови и до первых всходов влажность почвы должна быть высокой. Чтобы вода не испарялась, имеет смысл накрыть грядку полиэтиленовой пленкой до появления всходов, а затем ее убрать. Поливают из лейки через ситечко. При умеренной погоде — через 10 дней, норма — 30 л на 1 м2. Самый последний полив проводят за 3 недели до уборки.

Свекла, и петрушка — полив 5 раз за сезон

Свекле и петрушке частый полив не нужен. За сезон хватит и 4-5 раз по такой же норме, как для моркови. Но в жару, конечно, поливают чаще, иначе растения завянут, а то и просто «сгорят». Поливают рано утром либо ближе к вечеру в бороздки или шлангом по всей грядке. Если поливать днем, на поверхности почвы быстрее образуется плотная корка. Редис поливаем мало, но часто Быстро растущий редис поливают в открытом грунте с 16 до 17 часов. На легких почвах это делают через день, на средних — через 2 дня, на тяжелых — через 3, причем небольшими дозами, по 10-15 л воды на 1 м2. Как только почва слегка просохнет, ее рыхлят граблями с короткими зубьями.

Лук и чеснок — полив диктуют корни

Компактная неглубокая корневая система в разное время роста лука и чеснока диктует определенные дозы полива. Когда интенсивно образуются листья и отрастают корни, воды нужно 30 л на 1 м2, когда наливаются луковицы — 30-35 л. Такими дозами поливают по бороздкам раз в неделю. Если лето дождливое, грядки лучше не поливать совсем, в сухую и жаркую погоду это делают через 5-6 дней. За месяц до уборки поливы прекращают, чтобы луковицы и головки лучше хранились. К тому же излишки влаги в это время задерживают их созревание.

Картофель — полив с мульчированием и без

Лучше поливать картофель в бороздки. Когда почва немного просохнет, ее сверху разрыхляют и присыпают торфом, опилками или перегноем. В этом случае поливать можно 1-2 раза в месяц, а без мульчирования — раз в неделю. Расход 20-30 л на 1 м2. Примерно за 1-2 недели до уборки полив прекращают, чтобы клубни оставались сухими и чистыми.

Сколько поливать тыкву и кабачки

Помногу поливают тыквы и кабачки, причем осторожно под корни, ни в коем случае их не обнажая. Время выбирают утреннее или вечернее, так как днем в солнечную погоду на широких листьях могут задержаться крупные капли, которые способны превратиться в линзы. Лучи проходят сквозь них и оставляют ожоги. Тыквы до первого окучивания поливают 1-2 раза, расходуя по 7-8 л на растение. Затем 25 дней не поливают вообще, а когда станут наливаться плоды, дозированное орошение возобновляют. Регулярность поливов — раз в 10 дней, расход — 10 л на растение. За месяц до уборки тыквы надо ограждать от воды, чтобы они набрали больше сахаров.

Взрослые кабачки поливают раз в месяц аккуратно под корень. Норма — 20 л на куст. Под овощами, как правило, почва не должна пересыхать. Если засуха и переувлажнение чередуются, это приводит к растрескиванию кочанов капусты, корнеплодов моркови, свеклы, сельдерея, редиса и плодов томата. Кроме этого, у моркови разрастается сердцевина. Но есть исключения.

Лук, чеснок, дыня и тыква похожи на верблюдов, они вначале досыта пьют, а в конце жизни им вода не нужна.

Жара и урожай–2. Поливы в жару

Итак, по большому счету, в жару нет неотложной нужды в поливах.
И чем сильнее жара, тем меньше эта нужда.
Проследим, как меняется температура почвы по мере погружения в глубину. Придется, естественно, включить в анализ явление теплопроводности.

Построим для наглядности график (рис. 1).

Рис.1. Динамика температуры в почве (без мульчи)

На горизонтальной оси координат (оси абсцисс) откладывается глубина почвы. На оси указаны отметки 10, 20, 30, . см. Левый край графика – это поверхность почвы (глубина равна 0). На вертикальной координатной оси (оси ординат) откладывается температура почвы: 10, 20, 30. °С. Все знают, что на достаточной глубине (в наших краях – с 1,5-2 м, а на севере – чуть больше), устанавливается постоянная низкая положительная температура. Именно на этом эффекте зиждется сооружение глубоких погребов: летом в них прохладно, так что в погребе могут висеть, не портясь, окорока, а зимой – сравнительно тепло, и овощи не замерзают. Будем считать эту постоянную температуру равной 12 °С (на этой высоте проведена штриховая линия). Все цифры в наших рассуждениях – условные и нужны лишь для того, чтобы на качественном уровне уяснить эффект полива в жару.

Допустим на минутку, что почва – голая. Это – не редкость в наших огородах. Такой будет, например, почва на грядке с только что окученной картошкой. Такой будет она и в выполотых междурядьях других культур. Если температура в тени достигла, скажем, 40 °С, то на солнце будет 50 °С, а на поверхности почвы, накалившейся к 15-16 часам, – все 70 °С!

Теперь проследим за изменением температуры (по мере проникновения в почву) от 70 до 12 градусов. График этого процесса – убывающая экспонента. Она проходит через точку 70 °С на оси ординат и асимптотически прижимается к штриховой линии.

На рис. 1 таких экспонент – две. Чем они отличаются друг от друга? Верхняя экспонента соответствует среде с более высокой, а нижняя – среде с более низкой теплопроводностью. Иначе говоря, в среде с высокой теплопроводностью кривая падает медленно, отлого, а в среде с низкой тепловодностью падение линии – крутое.

Чтобы убедиться именно в таком поведении линий, представим себе, что держим в одной руке металлический прут, а в другой – деревянный. Сунем концы прутьев в огонь. Металлический прут, обладающий высокой теплопроводностью, очень быстро станет невозможно держать голой рукой: в нем температура (по «дороге» от горячего конца к холодному) понижается медленно, и до руки доходит нестерпимо высокой. Деревянную же палочку, обладающую ничтожной теплопроводностью, можно удерживать голой рукой, даже когда она почти полностью сгорит. Т.е. в ней температура по пути от горящего конца до руки падает круто.

Еще один мысленный эксперимент. Представим себе, что мы снимаем с огня кипящую кастрюлю. Это легко сделать с помощью сухой тряпки и невозможно – с помощью мокрой. И все дело в том, что мокрая тряпка обладает большой теплопроводностью, а сухая – малой.

Таким образом, можно сказать, что верхняя линия – это график изменения температуры в мокрой, а нижняя линия – график изменения температуры в сухой почве. И чем мокрее почва, тем более полога верхняя линия, а чем суше почва, тем круче падает нижняя линия.

Теперь выделим слой почвы на глубине 10-20 см. Здесь, в основном, сосредоточены корни культурных растений – вся ризосфера картошки, питающие (мохнатые) корни помидора (жирные белые водные корни его идут обычно вглубь на 5-8 м), корни лука и т.д.

В сухой почве температура в этом слое, как следует из графика, меняется от 38 до 27°С. Помидор, например, при такой температуре в ризосфере теряет завязь. Перестает завязываться картошка. Что и говорить, корням жарко. Листья теряют тургор. Растение выглядит уныло. Перестает плодоносить. Но жить – в ожидании лучших времен – будет. Ему полегчает уже ближайшей ночью.

Но сердобольный хозяин-трудоголик видит, как страдает растение днем. И. берется за шланг. Почва становится влажной, то есть теплопроводной! И корни оказываются словно в закипающей кастрюле – при температуре 48-59°С! Капут корням и, как следствие, растению? Да! Огородник, желая помочь растениям, хотел сделать почву влажной и сварил их на корню! «Хотел как лучше. » Но: полил – сварил! Не учел тесной связи между влажностью и теплопроводностью почвы.

Первый вывод из анализа графиков: голая земля и поливы – в жару – несовместимы. Почва в огороде не должна быть противоестественно чистенькой, к чему стремятся многие огородники. Она должна быть похожей на почву в естественных биоценозах, т.е. замульчированной. Голые почвы не характерны для Природы.

Но и мульча не решает всех проблем с поливами. Можно считать, что под слоем мульчи почва не накаляется, и ее температура на поверхности остается близкой к температуре воздуха. Построим график снижения температуры почвы, к примеру, с 40°С до 12°С (рис. 2). Как и на рис. 1, верхняя кривая соответствует мокрой почве, а нижняя – сухой.

Рис. 2. Динамика температуры в почве (под мульчей)

Пока, несмотря на 40-градусную жару, почва оставалась сухой, то на глубине 10-20 см температура почвы была в интервале 19-23°С, т.е. для ризосферы – идеальной. Растения плодоносили. И опять сердобольный хозяин «пожалел» их: «Дай-ка, полью». И. резко подскочила теплопроводность почвы, а вместе с нею – температура в ризосфере.

Читать еще:  Поэтапный алгоритм строительства искусственного водоема

В этом случае прыжок температуры – не такой обваривающий, как в случае с голой почвой. Температура в ризосфере поднимается лишь до 29-33°, но этого хватает, чтобы у помидоров отпала завязь, чтобы картофельные клубни перестали расти и начали одеваться кожурой и т.п. Иначе говоря, благодаря поливу растения перестают кейфовать и начинают выживать. Полили – навредили.

Так что, полив – в любом случае зло? И недопустим в жару? А, может, вообще не нужен? Ничего подобного!

Это правда, что «поливы» росой – существенны. И выручали И.Е. Овсинского на «все сто». Но раньше уже говорилось, что Иван Евгеньевич занимался, преимущественно, злаками, т.е. растениями с относительно низким транспирационным коэффициентом (ТК), указывающем число единиц воды, которое должно испарить растение в процессе фотосинтеза, чтобы образовать одну единицу сухого вещества.

У кукурузы, например, очень низкий ТК – всего 280-320. К тому же, по листьям кукурузы, идущим к стеблю, сливается роса, оседающая в воздухе, на земле ее подхватывают росособирающие корни, и эта влага добавляется к росе, оседающей в почве. Так что кукуруза, действительно, не нуждается ни в каких поливах. Хватает росы пшенице (ТК=400-450) и овсу (ТК=450-500).

Привлечем на помощь расчеты К.А. Тимирязева. Ссылаясь на Гельригеля, он говорил, что «для получения 1 кг зерна мы должны доставить растению 1000 кг воды». Это значит, что при обычном урожае зерновых 25-30 ц/га с нивы уносится слой воды толщиной 25-30 см. Это по силам росе (12 см) и осадкам (в нашей зоне – около 50 см). Т.е. при аккуратной агротехнике без поливов можно получить даже 60 ц/га.

Ясно, что может прожить без поливов горох (ТК=500-550). А вот люцерне (ТК=750-900) росы и осадков уже маловато. Но ее выручают корни, идущие на 10-16 м вглубь, где всегда есть влага. Совсем беспомощна без поливов капуста с «заоблачным» ТК, равным 1500.

В «пограничном» положении находится картошка. Переведем рассуждения о ней на обычный язык – без ТК. На 1 кг клубней картошка тратит (по утверждению виднейшего картофелевода Лорха) около 300 л воды. Стало быть, при скромном урожае (скажем, 200 ц/ га) с картофельного поля за сезон «уходит в небо» 60-сантиметровый слой воды. С этим «заданием» в наших краях худо-бедно могут справиться осадки, поддержанные росой. Но если вместо 200 ц/га захочется взять побольше, то без поливов уже не обойтись.

Потому повернемся к поливам лицом – будем говорить не о зле, которое они могут принести, а о том, как сделать их полезными (и необременительными). Прежде всего, надо игнорировать часто встречающиеся рекомендации учинять поливы вечером теплой водой. Теплая вода – это что? Контрольный выстрел в голову? Полив вечером тоже абсолютно неуместен: почва за день накалится «добела», и влага придет к корням растений паром!

Куда уместнее полив на рассвете, и притом – холодной водой. Вообще непонятно, откуда появилась тяга к теплой воде. Ведь на всем белом свете капилляры доставляют воду корням растений из глубины, т.е. с температурой 12°С. Это – привычная для корней, комфортная температура! Каждый, кто спускался в погреб, мог бы об этом догадаться! Теплая вода для корней – просто не их вода, противоестественная. Но кто-то когда-то сказал эти слова, видать, с затуманенной головой, а теперь кочуют они бездумно из книги в книгу. И читатели, привыкшие доверять печатному слову, руководствуются ими. Поднимают, к примеру, водные баки на дачах повыше, красят их темной краской. А растениям, между тем, нужна вода прямо из скважины – они именно к такой привыкли.

Правда, и обычный полив на рассвете (даже холодной водой) выглядит ненадежно. Подымется солнце, воздух начнет нагреваться, и к послеобеденному времени фактор теплопроводности станет для растений значимее фактора влажности. Все, вроде бы, идет к тому, о чем говорят рассмотренные выше графики. Однако, к счастью, «берется за работу» еще одно физическое явление: испарение влаги, сопровождающееся охлаждением почвы. И это немножко смягчает ситуацию. Хотя опасность остается – рано или поздно испарение влаги из-под мульчи практически заглохнет, а теплопроводность почвы останется высокой.

Вот если бы удалось напоить влагой нижние слои почвы и оставить сухим, нетеплопроводным верхний слой – это был бы растениям праздник! И выход – по крайней мере, для малых участков – есть!

Я рассказал Хольцеру, как можно адаптировать его высокие альпийские грядки к нашим реалиям. У Хольцера высокие грядки отводят воду и притягивают тепло. Нам же надо отводить тепло и притягивать воду. И я предложил делать грядки (ради уменьшения нагрева) пониже и вставлять в гребень отрезки труб или пластиковые бутылки без дна и горлышка – для полива «снизу».

Хольцер идею принял, но подправил. У бутылки срезается только дно, пробка не срезается, а, наоборот, завинчивается, вокруг пробки делаются небольшие отверстия, дырявые бутылки втыкаются пробкой вниз, и вода при поливе льется не на землю, а в эти бутылки, и уже из них просачивается в почву. Иначе говоря, устраивается нечто вроде капельного полива. Только не сверху (помним о коварной теплопроводности!), а из глубины.

Я добавил маленький штрих: в срезанном дне делается отверстие диаметром около 2 см, дно переворачивается и вставляется в бутылку – этим предотвращается чрезмерное испарение воды из бутылки. И, кроме того, не попадут в бутылку неутомимые защитники огорода – жабы и жабеныши. Скользкая и высокая бутылка могла бы стать для них западней.

Бонусов у такой системы полива – не счесть. Экономится вода. Огородник волен в выборе времени полива. Вода поступает в нижние слои почвы в замедленном темпе, и оттуда капилляры подтягивают ее к корням растений. В бутылки можно заливать перед поливом ЭМ-препараты и прочие настои. Вливать можно даже зольный настой – и безболезненно для почвенной живности подкармливать почву золой. Надо ли напоминать, что внесение золы на поверхность почвы может нанести вред почвенной фауне? На почве не образуется «корка».

У описанного метода полива есть давний-предавний предтеча. Целая бутылка (без пробки!) наполняется водой и втыкается (поглубже!) в землю. Через определенное время бутылка вынимается, и снова наполняется водой и втыкается в землю. Этот метод требует несколько б льших хлопот, но зато не привязан к «напорной» воде. Может, к примеру, сложиться так, что нет ни централизованной подачи воды, ни скважины, но «под рукой» − болотце, пруд или более достойный водоем. И тогда бутылки (в т.ч. и стеклянные) – кстати.

Нельзя не упомянуть еще один, очень важный плюс бутылочного полива. Бутылки стремительно засоряют среду. Ими обезображены обочины дорог, берега рек, поляны в лесу и другие «места отдыха трудящихся». И хотя организация полива с помощью бутылок не решает полностью проблему их утилизации, все же ощутимая часть их будет служить огороду и перестанет портить «портрет» окружающей среды. Бутылок в огороде можно задействовать много, и не исключено, что один-другой отдыхающий «на лоне природы» не оставит бутылки у мангала, а привезет их в огород. Для полива пригодны любые емкие бутылки – и пяти-, и двух-, и полуторалитровые.

Впрочем, можно устроить подобие бутылочного полива без бутылок. Нацеленный полив – традиционно – это полив в лунку, под корень. В этом случае, ризосфера растений неизбежно оказывается во влажных и, стало быть, тепловодных «пятнах» (т.е. в зоне риска). А что, если лить воду (хоть шлангом, хоть ковшом) не в лунки, а между ними? Тогда вода уйдет вниз расширяющимися «конусами», окажется под ризосферой растений, будет более холодной, и оттуда уже капилляры доставят ее корням? Логично? А почва над ризосферой останется сухой, с низкой теплопроводностью.

Раньше я уклонялся от разговоров о капельном поливе и о своем отношении к нему. Интуитивно был настроен против него, но серьезных аргументов не было. Кроме, разве лишь, неубедительной ссылки на неизбежные трудовые и финансовые траты. Теперь, уяснив связь влажности и теплопроводности почвы, могу не уклоняться: капельные поливы – штука хорошая. если шланг уложен на дно пахотного слоя. Нешуточная работа? Да! И лично я за нее не возьмусь. Но она – одноразовая, и избежать с ее помощью губительного повышения теплопроводности почвы – можно. А вот шланг, лежащий на поверхности почвы, – вреден определенно. И тем, что из-за влаги повышается теплопроводность почвы, и тем, что вода, вяло текущая в шланге, перегревается и уходит в дырочки горячей.

Итак, в жару растениям помогают благоденствовать:

  • Непаханая, но замульчированная почва
  • Поливы на рассвете холодной водой
  • «Капельные» поливы снизу с помощью бутылок
  • Точечные поливы между растениями.

А поливы голой почвы, вечерние поливы, поливы теплой водой
и вообще поливы «сверху», по площадям, могут не только навредить растениям, но даже спровоцировать их гибель.

Борис Андреевич Бублик,
автор бесценных книг по природосообразному земледелию

Правильный полив огородных растений

Засуха и жара порой застает врасплох, и огороднику необходимо задуматься о поливе овощных культур в огороде.

Все растения требуют определенного количество воды с соблюдением режима полива.

Рассмотрим когда, как и что поливать в огороде, какие способы полива лучше, нужен ли полив овощам, как осуществить правильный полив огородных растений.

Каждый овощ требует определенное количество воды и различную периодичность полива грядок. Много интересного о поливе вы узнаете из статьи.

Как поливать огурцы

Огурцы влаголюбивые растения, поэтому нуждаются в частом поливе. Почва должна быть влажной на 20-30 см в глубину.

Полив и дождевание огурцов осуществляют ранним утром до восхода солнца или вечером после захода солнца, чтобы не обжечь листья. В пасмурную погоду поливайте в послеобеденное время.

Поливать огурцы обязательно под корень с помощью лейки с распылителем, использовать ведра или шланг не рекомендуется, так можно оголить корневую систему, что приведет к уменьшению урожая и плодоношения.

Поливать огурцы необходимо следующим образом:

после посева семян в грунт. Поливать теплой, отстоянной водой (20 градусов) с лейки, следите, чтобы земля не пересыхала;
до начала цветения. Полив огурцов в этот период проводят не чаще 1 раза в неделю (если прошел дождь полив не производит) – поливать нужно для развития сильной корневой системы огурцов, обязательно под корень;
в период появления цветков и завязей. Полив проводят каждые 3-4 дня, (если стоит жара поливать необходимо каждый день). При повышении температуры воздуха выше 25 градусов, проводите дождевание огурцов. Эту процедуру проводят ежедневно, благодаря чему снижается температура листьев и цветков, не увядают завязи;
в период активного плодоношения. Поливают огурцы утром и вечером. На взрослое растение понадобится около 20 литров воды, на 1 м 2 участка.

Видео — Как правильно поливать огурцы

Как поливать помидоры

Признаки того, что томаты нуждаются в поливе – листья растений мельчают, скручиваются, могут опадать завязи, плоды медленно растут и созревают. При частом поливе плоды становятся водянистыми, существует риск поражения томатов грибковыми заболеваниями.

Поливы томатов должны быть не частыми, но обильными и проводят их в вечерние часы. Желательно использовать для полива теплую, отстоянную, дождевую воду, температурой 24-26 градусов, холодная вода и вода из крана способна нанести вред корневой системе.

Дождевание растений проводят только в очень жаркую погоду. Поливают томаты под корень 1 раз в неделю – в период появления цветов и завязей. Когда наступает созревание и плодоношение полив производят 2 раза в неделю по 3-5 литров на 1 растение.

Низкорослые сорта томатов в период созревания поливают реже или вовсе прекращают полив, дождавшись дружного созревания плодов. Так вы добьётесь высокого урожая томатов без трещин и поражений фитофторозом и бурой пятнистостью.

Высокорослые сорта томатов одновременно имеют растущие, созревшие и сформированные плоды. Поэтому полив таких томатов проводят привычным образом – 1 раз в 4 дня, по 10 литров воды на одно растение.

Видео — Как поливать помидоры

Как поливать капусту

Не правильный полив капусты может стать причиной плохого урожая. Капуста любит влагу больше чем другие овощные культуры. При поливах следите за погодой, излишек влаги может навредить растениям.

Читать еще:  Поливочные системы для сада и огорода

При недостатке влаги на капусту нападают капустная муха и крестоцветная блошка.

Полив капусты зависит от погоды: в сухую и жаркую погоду проводят дождевание, в прохладные дни поливают под корень. Почва должна быть влажной на глубину до 40 см.

Поливать капусту необходимо теплой водой (18-23 градуса) в вечернее время. Раннюю капусту поливают каждые 3-4 дня по 7-10 литров воды под каждое растение. Поздние сорта поливают ежедневно.

Перед сбором урожая полив необходимо ограничить, иначе это приведет к растрескиванию кочанов. Некоторые сорта капусты требуют более частого полива.

Видео — Полив капусты

Как поливать перец и баклажаны

Почва при поливе должна быть влажной не менее 20 см в глубину. Полив перцев и баклажанов проводят 1-2 раза в неделю теплой водой (25 градусов), по 15 литров на 1 м 2 участка (все зависит от погодных условий).

Чтобы не оставалось лишней влаги, необходимо рыхлить почву на участке с растениями.

Проводите полив под корень или борозды, вдоль рядков. В период плодоношения поливают 2 раза в неделю по 20-30 литров на 1 м 2 . Если наступает жара, применяют вечернее или утреннее орошение. При понижении температуры ниже 15 градусов, полив прекращают.

Полив чеснока и лука

Когда начинают желтеть перья чеснока или лука, это первый сигнал к проведению полива. В сухую погоду полив лука и чеснока проводят каждые 5 дней, до начала созревания (с мая до конца июня).

Поливают теплой водой по 5-10 литров на 1 м 2 участка с растениями, в борозды между рядами.

За месяц до полного созревания (примерно созревание начинается с 15 июля) прекратить полив полностью – урожай плохо хранится зимой и может не дозреть от избытка влаги.

Как поливать морковь и свеклу

После посева семян моркови, до появления всходов, должны быть в увлажнённой почве. Для достижения этих целей часто огородники используют пленку, влага не испаряется, полив проводят редко.

Когда появляются всходы, убирают пленку и поливают растения каждые 10 дней при помощи лейки с распылителем. Расход воды 30 литров на 1 м 2 участка с растениями. За 3 недели до сбора урожая полив прекратить полностью.

Нехватка воды для моркови может быть причиной формирования грубых, не ровных корнеплодов. Если листья моркови скручиваются, ей не хватает влаги.

Свекла менее требовательна к поливу. За весь сезон достаточно провести 4 полива (в зависимости от погодных условий) по 30 литров на 1 м 2 . Полив проводят вечером или ранним утром.

Недостача влаги для свеклы может отразиться на корнеплодах, они будут жесткими и невкусными. Если цвет листвы становится буро-фиолетовый – свекла требует полива.

Полив тыквы и кабачков

Поливать эти культурные растения необходимо не часто.

Для нормального роста, кабачки поливают 1 раз в месяц по 20 литров на 1 растение.

Тыква до момента окучивания нуждается в поливе 1 раз по 8 литров на растение. После проведения окучивания тыкву не поливают 1 месяц. После чего полив проводят каждые 10 дней по 10 литров на растение. За месяц до сбора урожая полив прекращают.

Полив проводят только под корень, вечером или утром.

Полив картофеля

Картофель не особо нуждается в поливе, кроме районов с засушливым климатом и отдельных сортов требующих обильного полива. Обычно дождей достаточно для получения урожая картофеля.

Рекомендуют проводить полив раз в неделю по 20-30 литром на 1 м 2 участка. Если после полива прорыхлить и замульчировать почву, следующий полив можно провести уже через месяц.

Видео — Эффективный полив для огорода

Полив необходим растениям, ведь часто не бывает дождей в нужные периоды роста и развития. Вот вы и узнали, сколько необходимо влаги различным овощам для нормального роста и плодоношения.

Соблюдайте частоту полива исходя из погодных условий, излишек влаги тоже плохо влияет на растения.

Придерживаясь правильных режимов полива, вы сможете получить высокий урожай овощей.

«На что стоит обратить внимание при организации работы детского сада в жаркую погоду? Проветривание помещений Конечно, проветривать помещения . »

На что стоит обратить внимание при организации работы детского сада в жаркую погоду?

Конечно, проветривать помещения дошкольной образовательной организации необходимо в любое время года, но летом это особенно актуально. К тому же если в здании детского сада по проекту не предусмотрена механическая приточная вентиляция (а таких детских садов большинство), то проветривать помещения нужно как можно чаще.

Согласно пп. 8.5, 8.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), сквозное проветривание проводят не менее 10 мин через каждые 1,5 ч. При этом следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание (как правило, проводится во время прогулки воспитанников).Помимо регулярного сквозного проветривания в жаркую погоду необходима широкая односторонняя аэрация (организованный естественный воздухообмен) всех помещений (разумеется, в присутствии детей). Во время дневного сна детей окна также должны быть открыты (с одной стороны).

Перед началом летнего сезона необходимо проверить исправность форточек и фрамуг, предусмотренных конструкциями окон, наличие фрамужных шнуров, запирающих и предохранительных механизмов во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей.

Для помещений детского сада, имеющих южную, юго-западную и западную ориентации окон, необходима солнцезащита. Лучше всего для этой цели подходят светлые шторы, не пропускающие прямые солнечные лучи, но хорошо их рассеивающие, а также жалюзи. При этом жалюзи при отсутствии прямых солнечных лучей должны полностью раздвигаться в межоконные промежутки, оставляя открытой 100% площади световых проемов окон. Воспитатели должны следить за тем, чтобы солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи) были закрыты в солнечную погоду и полностью раскрыты при отсутствии прямых солнечных лучей, поскольку жалюзи и шторы снижают естественную освещенность помещений и нарушают циркуляцию воздуха и при проветривании, и за счет естественной инфильтрации (притока) воздуха через закрытые окна. В спальных помещениях рекомендуется использовать более плотные шторы, которые нужно обязательно закрывать во время дневного сна детей.

Использовать в группах тюлевые шторы и ламбрекены запрещено, поскольку они не выполняют солнцезащитную функцию и при этом существенно уменьшают естественную освещенность помещений.

Примечание: Меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.

Особенности проведения занятий на улице и в помещениях

В жаркую погоду нужно увеличивать продолжительность прогулок. В ряде случаев будет оправданно изменение времени проведения прогулки (перенос ее на другое время, когда инсоляция групповой площадки меньше). Физическую нагрузку следует по возможности ограничивать, т. к. она способствует перегреванию организма. Лучше проводить на свежем воздухе обучающие занятия с воспитанниками.

За счет регулярного полива территории дошкольной образовательной организации можно создать комфортные условия для прогулок детей на групповых площадках. Согласно п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3049-13 при сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее двух раз в день.

Солнцезащита территории детского сада не менее важна. Теневые навесы на участках должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пп. 3.10–3.10.3 СанПиН 2.4.1.3049-13. Большую роль в защите воспитанников от перегревания играет благоустройство и рациональное озеленение участков.

Как правило, в летний период функционируют не все группы детского сада, поэтому есть возможность выбрать для прогулок наиболее затененные игровые площадки.

Примечание: Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года. СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 3.9

Сокращение численности воспитанников в летний период также позволяет перевести детей из избыточно инсолируемых помещений в групповые, ориентированные на северные и западные стороны.

Некоторые занятия с детьми можно проводить в физкультурном или актовом зале при наличии там условий для создания более комфортного микроклимата. Если есть возможность перевести детей в помещение, оборудованное кондиционером, нужно следить, чтобы терморегулятор кондиционера не был установлен на минимальную температуру, а воспитанники не находились в зоне воздушного потока от кондиционера.

Понизить температуру в помещениях можно за счет частого проведения влажной уборки. В спальне влажная уборка должна быть проведена не менее чем за 30 мин до сна детей. Большое количество комнатных растений тоже позволяет оптимизировать микроклимат в помещениях.

Организация питьевого режима и корректировка рациона питания

В жаркую погоду многократно возрастет потеря жидкости организмом, поэтому потребность в питьевой воде может увеличиться до нескольких литров в сутки сверх обычной нормы. Если температура воздуха поднимается до уровня температуры человеческого тела и выше, усиливается потоотделение – это единственный способ, позволяющий организму снизить температуру тела. Потери жидкости с потом могут составлять до 2 л в час.

В связи с этим и в группах, и на прогулке дети должны быть обеспечены достаточным количеством качественной питьевой воды. Достаточным считается количество, которое удовлетворяет потребность всех детей в воде. Многие дети часто до последнего (иногда вплоть до теплового удара) забывают о питье, поэтому воспитанникам нужно регулярно предлагать воду. Питьевая вода должна храниться в тени и быть не слишком теплой и не слишком холодной (не из холодильника).

При перегревании организма заметно снижается основной обмен веществ, тормозится течение окислительных процессов в клетках. В результате потребность в энергии (калорийность суточного рациона питания) снижается примерно на 5% относительно рекомендуемых средних норм. Поэтому рацион питания в жаркую погоду должен содержать достаточное количество жиров. Что же касается белков, то рекомендуется, не уменьшая общего количества полноценного белка, несколько повысить удельный вес белков животного происхождения. В рацион питания детей рекомендуется включать больше, чем обычно, свежих овощей и фруктов.

Высокая температура ускоряет развитие витаминной недостаточности, так как витамины, особенно водорастворимые (B1, В2, B6, С и РР), выводятся из организма вместе с потом. Поэтому в жаркую погоду особенно важна витаминизация блюд или использование в питании обогащенных продуктов. Рацион питания должен содержать достаточное количество поваренной соли. Это не значит, что блюда нужно больше солить – вполне достаточно количества соли, предусмотренного действующими сборниками рецептур.

При высокой температуре уменьшается слюноотделение, поэтому слишком сухие или вязкие блюда включать в меню воспитанников не рекомендуется. Благоприятно сказывается на самочувствии дошкольников употребление кислых прохладных напитков (компотов, соков, кисломолочных напитков), которыми лучше заменить горячие напитки (чай, кофейный напиток).

Все указанные мероприятия по организации работы детского сада в период жаркой погоды следует утвердить соответствующим приказом заведующего.

Первая помощь при перегревании

Перегревание, которое сегодня принято называть тепловой болезнью, может проявляться самыми различными нарушениями состояния организма: тепловыми судорогами (возникающими обычно в ногах), тепловой сыпью, тошнотой, рвотой, головной болью, усталостью, вялостью, разбитостью, тревогой.Тепловой удар является наиболее тяжелой формой тепловой болезни (перегревания).

К симптомам теплового удара относятся: температура тела выше 41,1 °C, наличие неврологических симптомов (тошнота, головная боль, потемнение в глазах, покраснение лица, потеря сознания и др.). Тепловой удар нередко приводит к летальному исходу.

Факторы риска возникновения тепловой болезни: перенесенная накануне вирусная инфекция, обезвоживание, усталость, ожирение, недостаток сна, плохая физическая подготовка, а также плохая акклиматизация.

Дети особенно подвержены риску теплового удара в связи с неэффективным потоотделением, высокой скоростью обмена веществ и неспособностью детей заботиться о себе и контролировать окружающую среду.

Охлаждение и восполнение потери жидкости являются наиболее важными составляющими профилактики и лечения тепловой болезни и теплового удара.

При появлении признаков теплового удара обязательно нужно вызвать врача.

Доврачебная помощь заключается в том, что пострадавшего укладывают в тени или в хорошо проветриваемом помещении, расстегивают воротник, снимают обувь. К голове, а также на области крупных сосудов (боковые поверхности шеи, подмышки, паховые области) прикладывают смоченные холодной водой полотенца (салфетки) или пузыри со льдом. Либо пострадавшего обертывают мокрой простыней и обдувают холодным воздухом, так как испарение воды из простыни несколько снизит температуру тела. Жажду утоляют холодной водой. При потере сознания более чем на 3–4 мин пострадавшего поворачивают на бок. При остановке дыхания проводится искусственное дыхание.

Врачебная помощь будет заключаться во внутривенном введении растворов электролитов, применении глюкокортикоидов, нестероидных противовоспалительных средств (парацетамола), производных бензодиазепина, медицинского кислорода.

По материалам статьи Андрея Мосова, рук. экспертного направления некоммерческого партнерства «Росконтроль»,зав. лабораторией Научно- исследовательского института детского питания

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector