15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разновидность стационарного фонтана маскарон

Фонтан как образ садово-парковой архитектуры

Сооружать фонтаны человечество начало давно. Изначально они использовались исключительно как источники питьевой воды. Но постепенно люди стали замечать, что движущаяся вода удивительным образом способна взаимодействовать с окружающим ландшафтом. И очень скоро фонтан стал одним из центральных образов как городской, так и садово-парковой архитектуры.

  • Фонтаном принято называть гидротехническое сооружение с замкнутым циклом движения воды. То есть вода забирается из некоего резервуара и возвращается в него же. В общепринятом понимании вода в фонтане выбрасывается либо вверх, либо в крайнем случае в сторону. Хотя сегодня в ландшафт­ном дизайне широко применяются различные водометы, имитирующие природные источники воды: ручьи, водопады, каскады. Все они тоже, разумеется, работают в замкнутом цикле, хотя этого порой и не видно. Иногда подобные устройства также называют фонтанами.

    Итак, любой фонтан включает в себя некую емкость с водой, насос, подводящий шланг и одну или несколько насадок (форсунок). Все остальное (архитектурное обрамление и т.п.) относится к необязательным элементам. Классифицируются фонтаны в основном по типу картины, которую создает движущаяся в воздухе вода. Форму этой воде придают насадки.

    Воду в небольших стационарных фонтанах нужно периодически менять. В больших фонтанах и прудах данных мер может оказаться недостаточно, понадобится установить дополнительно фильтрационное оборудование. На зиму фонтан консервируют: сливают воду, а оборудование уносят на хранение в теплое помещение.

    Формы воды

    Перечислим, какие бывают виды фонтанных насадок-разбрызгивателей (распылителей). Самый простой — одиночный распылитель, выбрасывающий мелкие вертикальные струи на определенную высоту. Насадка, состоящая из нескольких таких распылителей, поднимающих воду на разную высоту, создает ярусный фонтан. Насадка-вертушка, как явствует из названия, вращается и создает несколько спиралевидных потоков. Насадка-гейзер, представляющая собой трубу с соплом на конце, образует струю воды с большим количеством воздушных пузырьков. Верхняя часть форсунки «колокол» имеет форму диска. Ниспадающая вода образует тонкий водяной купол, действительно напоминающий колокол. Регулируя зазор между верхней и нижней частями насадки, добиваются той или иной толщины стенок. Фонтан «тиффани» похож на «колокол», только под диском распылитель имеет несколько отверстий, и вода выбрасывается не сплошной стеной, а отдельными струями одинаковой высоты, создающими весьма изящный рисунок.

    «Рыбий хвост» — это когда при выбросе воды образуется несколько вертикальных струй, расходящихся веером и образующих почти сплошную ниспадающую стену. В «тюльпане» поток воды под напором поднимается вверх, формируя расширяющуюся сверху воронку, и, ниспадая по кругу, образует тонкий водяной купол. В «кольце» вертикальный выброс воды происходит на одинаковую высоту из расположенных по окружности отверстий. Очень популярен сегодня фонтан-полушарие — форсунка представляет собой шарик, от него отходит большое количество трубочек, из которых выбрасывается вода.

    Мощные лампы дают контрастный жесткий рисунок освещения с резким переходом от света к тени. Чтобы создать мягкую картину, используются маломощные осветительные приборы, которые частенько снабжают цветными фильтрами, дабы играющая вода расцветилась всеми цветами радуги.

    На суше и воде

    Все фонтаны, которые можно встретить сегодня на рынке, можно условно разделить на две большие группы. Первая группа — традиционные стационарные фонтаны. Резервуаром для воды в них служит специально сделанная чаша. Обычно данные фонтаны представляют собой некоторую архитектурно-скульптурную композицию. Частным видом стационарных фонтанов можно назвать фонтаны пристенные. Около стены дома или другого строения полукругом располагается не-большой бассейн. Архитектурным оформлением таких фонтанчиков служат маскароны (барельефы в виде человеческого лица, головы животного или птицы). Они крепятся на стене и маскируют шланг. Вторая группа фонтанов — плавающие (погружные, понтонные). Их композиционной основой служит некая водная картина, а резервуаром для воды является уже существующий на участке водоем (пруд). Такие фонтаны в отличие от стационарных не являются самостоятельным элементом ландшафтного дизайна, а воспринимаются в совокупности с окружением — прудом, деревьями, травой. В большинстве своем они и не оформляются скульптурно, вполне достаточно той формы, которую создает сама вода.

    Заметим, что принятое разделение в некоторой степени условно, поскольку существуют стационарные фонтаны, которые органично вписываются в природный и парковый ландшафт. В первую очередь это уже упоминавшиеся родники, ключи, водопады, каскады. Но есть и фигурные композиции, использующие пруд как резервуар, а природу — как окружение.

    Начнем с плавающих образцов. Обычно они представляют собой готовый к использованию комплекс, состоящий из фонтанного насоса с насадкой, закрепленного на специальном поплавке. Иногда в состав конструкции входит еще и устройство подсветки. Для него на корпусе агрегата предусмотрены крепления, так что при желании устройство подсветки можно установить самостоятельно. Монтаж указанных водометных систем чрезвычайно прост. Их закрепляют с помощью якоря или растяжек и подключают к источнику электроэнергии. Преимущества совершенно очевидны: в первую очередь нет потерь напорного давления на преодоление разности высот от дна до поверх­ности водоема. Не существует проблем неровности дна. А легкость и простота монтажа разнообразят возможности применения. Надоел вам фонтан, можно его снять или переместить в другое место. Более того, вы можете брать его с собой, скажем, на загородный пикник. Нужно только позаботиться еще и о генераторе. К погружным фонтанам относятся и устройства, в которых насос помещается на дно водоема, а насадка выводится на поверхность.

    Конечно, существуют и некоторые тонкости. Так, плавающие водные растения типа кувшинок плохо переносят, когда на них сверху льется вода, поэтому они должны находиться вдалеке от фонтана. Кроме того, нужно очень хорошо подумать, какую насадку выбрать, если пруд находится на открытом месте и интенсивно обдувается. Тонкие высокие струи тогда явно не подойдут — их попросту будет относить за пределы пруда. В таком случае логично установить либо заглубленную насадку, которая будет создавать на поверхности воды некое подобие ключа, либо гейзер, образующий мощную пенистую струю, устойчивую к порывам ветра. Правда, для мощного гейзера и насос нужен мощный, так что стоимость увеличится. В отличие от водоемных в стационарных фонтанах основная нагрузка ложится на декоративное оформление. Это могут быть скульптуры и разнообразные архитектурные формы из камня, металла и других материалов.

    Чаша фонтана, служащая хранилищем для воды, как правило, собирается из отдельных элементов, швы между которыми заделываются специальными гидроизоляционными составами, обычно поставляемыми производителем в комплекте. Далее в чаше устанавливается центральная фигура и иногда по периметру — ряд второстепенных, меньших по размеру. Самая классическая архитектурная форма — это тоже чаша. Она рассчитана на круговой обзор, поэтому фонтаны с чашей обычно располагают в центре ландшафтной зоны. Чаши могут быть совсем простыми или более изощренными фигурными. Также распространены фонтаны из нескольких чаш с переливом воды. Они как бы нанизаны на вертикальный столб, внизу — самая большая, сверху — самая маленькая. Вода из верхней чаши льется в расположенную под ней, из второй — в следующую, образуя подобие каскада.

    Кроме чаш широкое распространение имеют фонтаны со скульптурными изображениями людей и животных. Чаще всего указанные скульптуры изготовляются из искусственного камня. Проще говоря — полимербетона. Благодаря наличию пластификаторов изделие становится устойчивым к перепадам температур и соответственно долговечным. Окрашивание также производится в массе, что обеспечивает стойкость цвета. Можно дополнительно обработать фонтан гидрофобными составами, тогда ему не будет страшна почти любая стихия. Правда, многие предпочитают этого не делать, дабы со временем скульптура выглядела постаревшей.

    Самыми стандартными вариантами являются девушки с кувшинами, из которых вытекает вода, играющие или, пардон, писающие мальчики, ангелочки. Фигурками животных (лягушек, слонов и гусей) крупные фонтаны обычно не украшают. Их место — не в центре парка, а на берегу пруда или ручья. Где-то там же, в чаще мавританского газона устанавливают фонтаны в виде грибов, по которым стекает вода, или покрытых обильной росой каменных цветов.

    Но это, так сказать, демократичный вариант. Есть еще готовые изделия из керамики и, конечно, из натурального камня (песчаника, ракушечника, гранита или даже мрамора, хотя это и не слишком практично). Но зато дорого. Такие фонтаны часто делают по индивидуальному заказу. Чаще всего они весьма объемные и обычно служат композиционным центром ландшафта, куда сходятся все дорожки и аллеи и вокруг которого как обрамление расположены живые изгороди, клумбы, скамейки. А возносящиеся вверх струи просматриваются отовсюду. Разумеется, столь парадные фонтаны — принадлежность больших участков.

    Но совершенно необязательно устанавливать у себя на участке монументальное каменное сооружение. Сегодня на российском рынке можно найти дорогие и эксклюзивные фонтаны, занимающие совсем немного места и при этом являющиеся подлинными произведениями искусства. К примеру, коллекция фонтанов английской фирмы Alexander Rose. Эти фонтаны делают вручную из меди, имитируя деревья, кустарники, цветы и природные композиции, включающие даже стрекоз. Лепестки цветов выполняют из муранского стекла, а ветви и листья из меди со временем покрываются патиной, которая еще более вписывает их в окружающую природу. Для установки фонтанов Alexander Rose необходим пруд диаметром от 1,3 до 2,5 м.

    Насосы

    Для подъема воды можно использовать обычные погружные объемно-инерционные насосы, но чаще все же используют специальные фонтанные агрегаты. Тем более что на российском рынке представлена продукция довольно большого числа производителей. Фонтанные насосы, как и водоподъемные, бывают погружными или поверхностными, устанавливаемыми на суше. Погружные размещаются на дне водоема на каком-нибудь камне или специально сделанной подставке (помещать насос прямо на дно не рекомендуется — будет засасываться ил) или плавают на поплавке вместе с насадкой. Поверхностные вставляют в фундамент или вовнутрь скульптуры, зарывают в землю (в техническом ящике), маскируют кустами или камнями.

    Декоративный фонтан для дачи

    Каждый владелец загородного дома пытается сделать приусадебный участок более привлекательным. Ведь он является местом отдыха, а этому больше всего способствует его необычный ландшафтный дизайн и декоративное оформление. Фонтан на даче будет не только интересным элементом дизайна садового участка, но и отличным местом, где можно приятно посидеть и расслабиться.

    Виды декоративных фонтанов

    Перед тем как выбрать фонтан для дачного участка, необходимо ознакомиться с основными видами этих устройств. Они различаются по типу установки и по форме подачи воды.

    По типу установки фонтаны бывают:

    Погружные фонтаны могут быть использованы, если на участке есть водоем. Это может быть декоративный пруд или бассейн. Погружной фонтан представляет собой специальную насадку, через которую по трубопроводу подается вода. Он устанавливается внутри водоема и берет из него воду с помощью специального насоса.

    Стационарные фонтаны могут быть установлены в любом месте дачного участка. Они имеют распылитель, через который подается струя воды и падает в чашу фонтана. Обычно их изготавливают из искусственного камня — прочного и морозоустойчивого материала. Стационарный фонтан на участке должен стать частью ландшафтного дизайна. Его оформление может быть самым разнообразным. Сейчас в продаже имеется большой ассортимент декоративных фонтанов для самых требовательных покупателей.

    По форме подачи воды различают фонтаны следующих типов:

    В них вода подается через специальные насадки и образует струи причудливых форм. Насадки для фонтанов различных типов можно приобрести в торговой сети. Иногда в комплект фонтана входят не одна, а несколько насадок, которые можно менять, получая нужную форму водяных струй.

    Варианты дизайна фонтанов

    Сегодня в торговой сети имеется широкий ассортимент декоративных фонтанов различного оформления. При выборе этого устройства для дачи нужно обратить внимание на следующие аспекты его дизайна:

    • стиль оформления;
    • количество и форма чаш;
    • наличие архитектурных элементов;
    • дополнительные эффекты;
    • подсветка.

    Подбирая фонтан для дачи, нужно стремиться к тому, чтобы его вид сочетался с общим видом участка. Фонтан в стиле «классика» будет смотреться нелепо в заросшем диким плющом уголке. Здесь будет уместен фонтан в природном эко-стиле. Наоборот, классически оформленный фонтан будет прекрасно смотреться на участке, обустроенном в стиле «классика».

    Любителям архитектурных элементов легко подобрать соответствующий дизайн фонтана для дачи. Существует множество моделей садовых декоративных фонтанов со скульптурами на любой вкус.

    Существует множество моделей с различной формой чаш и их количеством. Небольшой фонтан в укромном уголке сада или возле стены дома может иметь одну чашу. Сад, наполненный различными архитектурными композициями, можно украсить более сложным и оригинальным фонтаном с несколькими чашами. Форму чаш также можно выбрать различную. Общий классический ландшафт требует строгих геометрических форм. Здесь уместны прямоугольные или квадратные чаши фонтанов. Стиль барокко может быть дополнен фонтаном с вычурными круглыми или овальными формами. Если же весь ландшафт напоминает уголок дикой природы, фонтан здесь должен быть оборудован чашей неправильной формы, напоминающей естественное озерцо.

    Вечером, после заката на даче очень красиво и празднично смотрятся фонтаны с подсветкой. Обычно лампы для подсветки располагают в воде искусственного водоема или внутри погруженной в грунт чаши фонтана. Подсветка фонтана может быть как статической, так и разноцветной динамической. Можно также выбрать фонтан со спецэффектами, например, со светомузыкой.

    Достоинства и недостатки декоративных фонтанов

    Благодаря многим достоинствам декоративных фонтанов они стали очень востребованы и популярны. Главное, из-за чего приобретают фонтан для дачи — его декоративная функция. Садовый фонтан сразу становится объектом внимания, главным украшением участка. Даже просто сидеть возле него и наблюдать за струями воды очень приятно. А сад с фонтаном сразу приобретает совсем другой вид. Его ландшафт можно назвать цельным, завершенным.

    Кроме украшения сада фонтан имеет еще и практическое значение. Стационарный садовый фонтан является естественным увлажнителем воздуха. А в жару возле него будет свежо и прохладно. Если же фонтан установлен в искусственном водоеме, в таком озерце будут хорошо расти водные растения, а рыбки будут чувствовать себя комфортно. Движение воды в водоеме обогатит ее кислородом.

    Однако непродуманное расположение фонтана может создать для хозяев дачи множество неудобств. При использовании любых насадок струя воды должна попадать в чашу фонтана или в водоем, где он находится. За этим необходимо следить, чтобы вода не попадала на стену дома, на садовую мебель или растения.

    Излишняя влажность может привести к гибели растений и порче вещей. Но даже если фонтан работает исправно, брызги воды от него могут попасть на близлежащие предметы. Поэтому устанавливать фонтан можно не ближе чем 50 см от стен, мебели и прочих предметов, которые могут прийти в негодность из-за непрерывного чрезмерного увлажнения.

    Характеристики некоторых видов фонтанов и их стоимость

    Погружные фонтаны для искусственного водоема на дачном участке характеризуются мощностью насоса, который применяется в этой системе, производительностью и высотой подачи воды. Купить маленький погружной фонтан с высотой подачи воды до 1 м и производительностью около 1,6 куб. м/ч можно по цене от 2 до 3 тыс. руб. Более мощный фонтан обойдется в 1,5−2 раза дороже. Также можно найти фонтаны с подсветкой и светомузыкой. Цены на погружные фонтаны не слишком высоки по сравнению со стоимостью стационарных изделий для сада.

    Стационарные декоративные фонтаны отличаются разнообразием форм. Они оформляются в различных стилях, ассортимент их очень широк. Цены на них различаются в зависимости от величины и модели фонтана, а также от материала его изготовления. Так если небольшой фонтан из искусственного камня можно приобрести по цене от 10 до 30 тыс. руб., то фонтан таких же размеров, выполненный из натурального камня, обойдется в 5−6 раз дороже.

    Установка декоративного фонтана на даче

    Купить подходящий фонтан для дачи не составляет труда. А для его установки совсем не обязательно приглашать профессионалов. Это не слишком сложный процесс, его вполне можно провести самостоятельно.

    Обычно в комплект стационарного фонтана входят следующие составляющие:

    • чаша фонтана и декоративные элементы;
    • водяной насос;
    • электрический кабель.

    Перед установкой фонтана следует выбрать подходящее для него место. Небольшой фонтан может быть расположен в любом тихом месте сада. Желательно обеспечить его обзор с нескольких сторон. Также не следует забывать о том, что фонтан будет подключен к электрической сети. Поэтому нужно заранее продумать, как проложить кабель, чтобы он не был заметен.

    После того как место выбрано, приступают к закладке фундамента. Обычно для фонтана заливают бетонный фундамент, который обеспечивает ровную поверхность, прочность и надежность конструкции, исключает проседание почвы и перекашивание фонтана. Если конструкция фонтана предполагает вкапывать чашу в грунт, необходимо вырыть котлован, а на дне его соорудить фундамент. Для очень маленьких фонтанов фундамент можно не обустраивать.

    После оборудования фундамента можно приступить к установке фонтана. Современные садовые фонтаны представляют собой уже готовую конструкцию со встроенными водяными насосами, которую нужно только включить в электрическую сеть. Кабель к насосу фонтана лучше всего проложить внутри пластиковой трубы. Это обеспечит необходимую безопасность и исключит случайную порчу проводки. После этого нужно наполнить резервуар фонтана водой и включить его в сеть.

    Умело подобранный фонтан для дачи не столько преобразит участок, сколько создаст удивительный неповторимый шарм. Он не будет бросаться в глаза, станет частью ландшафта дачного участка, а вместе с тем будет главным его украшением, «изюминкой» дачного участка.

    Экскурс в Историю маскаронов

    Экскурс в историю маскаронов

    История города, его тайная подспудная жизнь, складывается из многих состояний, настроений, образов. Люди, улицы, видовые перспективы, памятники, фасады, все — часть истории, складываются в романтические сюжеты, сталкиваются в драматических сценах, образуют странные «союзы», создают неожиданные ансамбли. Часть этой истории — маскароны, украшающие фасады домов, их фризы, капители, ограды, перила лестниц и мостов. Обычно их не замечают, но внимательный глаз ловит взгляды смотрящих на нас людей и зверей, странных существ, масок с пустыми глазницами, и они — наши спутники на улицах, их стражи и свидетели наших с Вами жизни за стенами дома.

    История и символика маскаронов уходит в глубокую древность. Если слово «маскарон» (фр. mascaron , итал. mascherone ) пришло из терминологии архитектурной декорации, то его корень — «маска» (позднелатинское m а scus , masca — дух, призрак ) напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная,— они щиты и обереги греческих храмов. Сцена поединка героя с чудовищем, голова горгоны Медузы (взгляд которой все превращал в камень) подобно зеркалу отражали зло и темную силу, окружавшую святое место (известно, что афинский Акрополь защищала огромная голова Медузы, помещенная на его крепостной стене). Головы речного бога Ахелоя, как всякое речное божество, умевшего менять личины и превращаться в самые разные существа, украшали водные источники в городах. Гермы — столпы с головами бога Гермеса, покровителя путников и защитника перекрестков дорог, или иных богов — стояли на дорогах, у них приносили жертвы, клали цветы, произносили молитвы. Так, узловые, важнейшие «перекрестья» жизни — храм, источник, дороги — защищались маскаронами, носившими функции апотропеев (греч. apotropaion ) — «отвратителей» зла (подобно зеркалу, глядя в которое «ужасное» отступало, увидев само себя).

    Лик с гермы или фронтона храма, с маскарона над источником обязательно должен был смотреть прямо на человека, оказавшегося перед ним,— прямой взгляд отпугивал, завораживал, приковывал. Такие лики не случайно помещали в значимых местах — они смотрелись как щит, прикрывая собою и силою своего взгляда святая святых. Достаточно рано маскароны стали декоративной деталью античной архитектуры — так выглядели акротерии, ставившиеся по углам зданий,— они тоже были «хранителями» дома божества и их никогда не ставили в жилых домах. На греческом Востоке уже в III веке до н.э. лики и даже целые фигуры стали помещать на замковых камнях — клинчатых камнях, «державших» арку. В Риме замковые камни триумфальных арок украшали фигурами богини Виктории и ликами богов. Римская история маскаронов, видимо, и объясняет значение слова «маска» как призрака и духа — в дома родовитых римских граждан хранились десятки портретов предков, в виде ли погребальных масок, или в виде бюстов (длинная вереница портретов, которую несли за умершим на его похоронах говорила о его родовитости и родовой чести).

    Помимо масок с горгоной Медузой маскароны часто имели лик театральных масок,— обычно ими украшали саркофаги: тема театра и смерти сопутствовали друг другу. Это связано и с тем плодородием, о котором заботился культ бога Диониса (театральные представления в Афинах были частью религиозных церемоний в честь Диониса и были сродни жреческому действу) и богов земли, и — по ассоциации — с тем, как человек, оказавшийся в кругу жизни и изменчивых состояний, то есть, надевая постоянно маску, только в смерти обретает истинное свое лицо. Кроме того, смерть страшна и таинственна и скрыта от нас. О жертве богам и смерти напоминает и отдельная ветвь маскаронов — букрании (с греч. бычьи черепа), часто встречающиеся на античных алтарях и среди архитектурной декорации.

    С погребальными сюжетами связан и еще один тип маскаронов — львиные маски, которые пришли в европейскую архитектуру с позднеримских саркофагов. В века, когда в Риме началось увлечение мистикой, таинственными культами восточных богов саркофаги стали украшать специфическими сценами из мифологии, посвященными превращению героев и божеств в иные существа, и смерть на них понимается как превращение, переход в иное бытие. Такие саркофаги делали в виде винодавилен-леносов, а по углам украшали львиными масками, из которых изливалось давленое из виноградной лозы вино. Скорее всего, саркофаги с львиными масками и стали прообразом бесконечного ряда фонтанов с львиными головами, стоящих на площадях и в садах мира.

    В Средние века макароны не исчезли из архитектуры вовсе — их можно встретить на некоторых постройках, иногда просто вставленными в стены домов, по сторонам порталов соборов. Не всегда понятно, какой смысл несли они, но чаще всего они изображали аллегории: христианских добродетелей и смертных грехов. Страшноватая и уродливая голова, «придавленная» камнем, вмурованная в стену, была символом победы святого и Церкви над скверной греха, а красивая женская или мужская голова — образом чистоты и святости. «Грехи» и «добродетели» так становились подтекстом картины или декорации храма, которые искушенный зритель может прочитать как комментарий к тексту. Маски чудовищных существ и лица людей-монстров, в существование которых люди верили (они обитали где-то на окраинах Божьего мира), как бы не допущенные в пространство церкви,— не образ ли это многообразного мира, ведь и они творение Бога, пусть еще не просвещенные светом Христовым? В тех областях Европы, где было много римских городов, сохранялись руины — эти кости античной цивилизации — маскароны все же появлялись: в Северной Италии, в Риме, в землях Германии. Вместе с мастерами откуда-то из Ломбардии или Саксонии они появились в XII веке и во Владимиро-Суздальской Руси, на фасадах Успенского, Димитриевского соборов, церкви Покрова-на-Нерли во Владимире,— все замечали женские маски, вставленные в плиты стен или «свисающие» с тонких белокаменных колонок.

    Древние маскароны-львы, лики речных богов, греческие и римские гермы, саркофаги не все оказались под землей, забытые временем. Тысячелетие они были перед глазами: из саркофагов, стоящих по улицам итальянских городов поили лошадей, древние маски в стенах попадали на страницы рукописей, в картины, из них делались фонтаны. В эпоху Возрождения история маскаронов пополнилась еще одним сюжетом — маскаронами-гротесками. Художников и скульпторов XVI столетия восхитили и увлекли чудесные росписи, обнаруженные в гротах под строящейся виллой Фарнезиной,— из тонких колонок прорастали побеги растений, в бутонах которых прятались лица, фигурки превращались в растения, растения в архитектуру, архитектура в цветы. Это был мир метаморфоз, увлекавший фантазийностью и бесконечностью вариаций. Ренессанс пользовался маскаронами еще редко (например, Якопо Сансовино, когда строил Библиотеку в Венеции и Микельанджело при постройке Палаццо Фарнезе), только к эпохе барокко без маскаронов не обходилась декорация почти ни одного дома. Львиные маски, лики Медузы, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, гротески (например, виноградные листы, в которых проступали человеческие черты), аллегории разных эмоций и характерных типов — смеющиеся, гримасничающие, страдающие — в замковых камнях над порталами, окнами, по линии карнизов вместе со статуями атлантов, кариатид, вставными рельефами, изгибающейся линией фасада, каменными гирляндами фруктов и цветов составляли эмоционально живой и эффектный «портрет» фасада.

    И такого разнообразия, как в эпоху барокко, «театр маскаронов» больше никогда уже не знал, ибо классицизм, высчитывающий совершенство строгими мерками высшей нравственности, тяготел к однообразию и простой ритмике. Маскароны классицизма — главным образом львиные маски, те же головы Медузы, головы речных божеств, часто — типовые, и не всегда можно узнать, откуда тот или иной лик, столь интернационально-однообразны они были. Но и классицизм дополнил мир маскаронов — с открытием неевропейских культур (во 2-й половине XIX в. это приведет к своеобразному «бегству из Европы») в нем появились головы египтян в платках-клафтах, множество античных богов и героев, ранее редко появлявшихся на домах,— Гермес-Меркурий в крылатом шлеме и трехликий Янус, Зевс-Юпитер и Гера-Юнона в диадеме царицы богов, Деметра-Церера в венце из пшеничных колосьев, Дионис-Вакх, увенчанный виноградом и плющом, бог Пан с козлиными рогами, смеющиеся вакханки, бородатый египетский бог Амон с лицом Зевса, но увенчанный бараньими рогами, мудрая Афина-Минерва в шлеме, морские боги Посейдон-Нептун и его супруга Амфитрита, нереиды, страшный Тритон, римский бог садов и плодов Вертумн, богиня судьбы и покровительница городов Фортуна, голову которой украшает венец в виде зубчатой городской стены. Еще одной любовью классицизма были фонтаны и решетки — садовых оград, перил мостов и лестниц, оград домов, всевозможных учреждений и церквей. Вид за решетку или из-за нее будто «выправлял» мир, рационально выстраивал, а маскароны с лицами греческих и римских богов делали его вполне «античным». Фонтан же, архитектурно оформленный, с маской речного божества был высшим воплощением градостроительства — город учрежден и спланирован человеком вопреки стихии Натуры, и вода течет в городе по человеческой воле (не потому ли в начале XIX века так массово заключали городские реки в коллекторы, подчиняя природу?).

    Репертуар, утвердившийся в классицизме рубежа XVIII и XIX веков, и стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами — неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь — они должны были рождать чувство мучительной загадки, намекать на неизведанное под спудом реальности (а ведь в литературе это время символизма), превращаясь в мир существ, живущих параллельно реальности.

    В наших столицах — в Москве и Санкт-Петербурге — на дворцах, фонтанах, зданиях государственных служб мы, в основном, и видим маскароны классицизма, эпохи эклектики (с ее вкусом к смешению всех исторических стилей) и времени господства стиля «модерн». Вряд ли можно выстроить систему в выборе сюжетов для декорации домов, не всегда они определялись вкусами, профессией заказчика, предназначением дома. Барокко пользовалось маскаронами для создания настроения, это были аккорды в изменчивой музыкальной теме, классицизм, тяготевший к регулярности и жестким ритмам, выбирал безличные античные головы, задававшие тон музейности и храмовидности в древнем вкусе всему зданию. И, пожалуй, только «модерн» соединил маски с «личностью» здания и личностью его владельцев. Печать личного вкуса и характера стала важнее универсальности, оригинальность стала капризом, искусство требовало не созерцания и мысли, но постоянного сопереживания, нервической взволнованности, ибо все должно было стать искусством. Одновременно с оригинальничаньем появляются и маскароны — портреты владельцев дома или их супругов, макароны привязываются к своему назначению, становясь своего рода гербами (на театре — театральная маска, на военном учреждении — головы воинских богов Ареса-Марса или Афины-Минервы, или просто воина в шлеме, на учебном заведении — покровительница ремесел и сама мудрость Афина).

    Советская эпоха не любила маскароны, они встречаются обычно на зданиях театров и кинотеатров, концертных залов, в санаториях, клубах, домах работников искусств — здесь театральные маски были как бы «в своем праве».

    На короткий период маскароны появились в советской архитектуре послевоенного десятилетия — этого требовал классический «наряд» зданий, должный создавать образ «советской античности», совершенной, прекрасной и незыблемо-вечной. Маскаронам уподоблены портреты государственных и военных деятелей и деятелей науки и искусств на их памятных досках, надгробиях, иногда портреты встречаются в декоративных медальонах-тондо, рассказывающих о предназначении здания. В наше время с началом массового строительства и увлечением многостильем и реставрацией старины маскароны — львы, загадочно улыбающиеся девы откуда-то из эпохи «модерн», мужские маски — опять стали смотреть на нас с фасадов домов. Так желание вернуться к архитектуре больших исторических стилей привело к воспоминанию и о ее охранителях-стражах, пусть еще и без хорошего знания и не всегда с хорошим художественным вкусом.

    Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания

    Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас.

    Маскароны, в отличие от устрашающих гаргулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик.

    Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и Е.А.Ефрона на слово «маскарон» даёт такую информацию:
    «Маскарон» — в архитектуре выпуклый лепной орнамент в виде маски человеческого лица, с серьёзным или карикатурным выражением, иногда окружённого листвой и нередко выступающий на средине фигурной картуши. Обыкновенно его помещают как украшение на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т. д. Маскароны были особенно в моде в XVII и XVIII столетиях и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий, порою к ущербу для их серьёзности и изящества». (Энциклопедический словарь, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Т.XVIIIa. стр. 716, СПб.,1896 г.).

    Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом.

    В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.

    Распространённые виды маскаронов:

    Купидоны
    Фантастические маски-гротески периода барокко

    Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан

    Копии греческих масок в архитектуре классицизма


    Львиная голова, также типичная черта классицизма.

    В конце XIX века фабрикой московского купца 2-й гильдии Василия Ивановича Жолобова был принят заказ на изготовление маскаронов из бронзы с львиной головой для украшения предметов интерьера.

    Львиная голова маскарона была наиболее модной и распространённой, являясь типичной чертой классицизма, утвердившись в XVIII веке, стала основной в европейской и русской архитектуре, до самого конца XIX века, до эпохи модерна.
    Популярность маскаронов с львиной головой объясняется тем, что лев был одним из самых часто встречающихся символов у многих народов мира. Ему приписываются, как царю зверей, самые лучшие жизненные качества, связанные с храбростью, силой, могуществом, стойкостью, отвагой, доблестью, великодушием, мощью, быстротой, величием, справедливостью, властью и торжеством военных побед. Львиные фигуры изображаются на царских тронах и эти животные были широко распространённым символом королевского могущества во многих странах.
    После изгнания Наполеона из сожжённой Москвы и после победы России в Отечественной войне 1812 года первопрестольный град постепенно возрождается, отстраивается заново, в результате чего складывается торжественно величественный стиль под названием «московский ампир», прославлявший победу русского народа и его армии над врагом. Многие новые здания стали украшаться атрибутами доспехов и военной символикой. Но маскарон продолжал существовать, употребляясь не только как архитектурное украшение снаружи зданий, но и активно декорировался в интерьерах.
    Заказанные маскароны на фабрике Жолобова должны были быть не только предметом внутреннего убранства, но и использоваться в качестве открывания каких – то тяжёлых, массивных и не малого объёма вещей. Есть предположение, что изделия были затребованы у фабрики не гражданскими лицами, а военными потому, что сам вид продукции несёт на себе элементы военной символики, который не мог стать производственной случайностью сделанной потоком, но напротив, был изначально сочинён и его воплощению предшествовал заранее обдуманный художником эскиз.
    На плоской основе изделия, которую можно назвать фигурной картушью, исполненную в виде щита, по её центру, размещается маскарон, олицетворяющий собой свирепую с широко разинутой пастью голову льва. В зубах лев зажимает свёрнутый в рулон свиток, из которого с двух сторон торчат закруглённые концы свиточного стержня. Края свитка соединяет подвижная оплётка за которую предусмотрено тянуть рукой, чтобы открыть тот предмет, к которому приспосабливался маскарон. С двух концов свитка свисают кутасы. Так называются кисточки на верёвочке, которыми украшались воинские головные уборы – кивера в русской царской армии.
    В верхней части картуши, в её левой и правой сторонах, искусственно показаны кольца, на которых свисают цепи боевого холодного ручного ударно – раздробляющего оружия, имеющее название – кистень. На концах цепей висят гири (била) с шипами. Это оружие использовалось широко на Руси в X – XVI веках в качестве пехотного и кавалерийского. В ограниченном масштабе применялось и позднее. Кистень был традиционным оружием иррегулярных войск и ополчения в Отечественной войне 1812 года.


    Женская головка в архитектуре модерна

    Маскарон

    Маскаро́н (фр. mascaron , итал. mascherone ) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.

    Распространённые виды маскаронов:

    • Купидоны
    • Фантастические маски-гротески периода барокко
    • Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан
    • Копии греческих масок в архитектуре классицизма
    • Львиная голова, также типичная черта классицизма
    • Женская головка в архитектуре модерна

      Литература

      • А. А. КолмовскойМаскароны (1999). — Архитектура и строительство Москвы, №2. (недоступная ссылка — история)

      Ссылки

      • На Викискладе есть медиафайлы по теме Маскарон
      • База данных фотографий маскаронов

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Смотреть что такое «Маскарон» в других словарях:

      Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках… … Художественная энциклопедия

      МАСКАРОН — (ит. mascarone большая и отвратительная маска). Смешная голова, как украш. над оконными отверстиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАСКАРОН франц. mascaron, от ит. mascarone, mascherone, большая и … Словарь иностранных слов русского языка

      маскарон — сущ., кол во синонимов: 3 • маска (15) • рельеф (19) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

      маскарон — а, м. mascaron m., ит. mascherone. Большая маска; декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Поп. худ. энц. Четыре накладки золоченой бронзы с изображением … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      маскарон — (маска) (італ. личина) Скульптурна деталь у вигляді горельєфної або барельєфної маски людини чи тварини, яка прикрашала стіни, замки арок, перемички, фільонки, фризи та інші частини споруди і архітектурні елементи, а також використовувалась для… … Архітектура і монументальне мистецтво

      Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска) маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. М. помещаются преимущественно на замках (См. Замок) арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием … Большая советская энциклопедия

      маскарон — маска, маскарон Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т.п. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Маска (маскарон) льва в декоре Владимирского собора в Херсонесе. Крым, Севастополь.… … Словарь храмового зодчества

      Маскарон — м. Скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, срезанных сзади и напоминающих маску [маска I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей, часто в гротескном или фантастическом облике, человеческое лицо или морду животного … Энциклопедический словарь

      Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска … Строительный словарь

      Обсуждения

      Маска в архитектуре

      7 сообщений

      Сегодня в Маске Дня у нас необычная маска, а…

      … Маскарон на Доме Зингера. Санкт-Петербургский Дом Книги, Невский проспект, д. 28. Санкт-Петербург, Россия

      Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Слово «маскарон» пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska – «дух, призрак») – напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.

      Сегодня поговорим о масках в архитектуре, а подробнее – о маскаронах…

      МАСКАРОНЫ ГОРГОНЫ МЕДУЗЫ

      Образ горгоны Медузы был популярен в античном искусстве на протяжении всей его истории.
      Слово «маскарон» пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska – «дух, призрак») – напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.
      Маскароны, которые часто связывают с архитектурой Ар Нуво, появились на заре времен и являются ровесниками мифа о Медузе. Сцена поединка героя с чудовищем, голова горгоны Медузы (взгляд которой все превращал в камень) были подобны зеркалу, глядя в которое, «ужасное» отступало от святого места, увидев само себя.
      Лицо Горгоны (или маска) использовалось для защиты города или здания и располагалось на видном месте стенного прохода или дома. Изображения двуликого Януса служат той же цели защиты и оберега.
      Лик с гермы или фронтона храма, с маскарона над источником обязательно должен был смотреть прямо на человека, оказавшегося перед ним,— прямой взгляд отпугивал, завораживал, приковывал. Такие лики не случайно помещали в значимых местах — они смотрелись как щит, прикрывая собою и силою своего взгляда святая святых.

      На фото: частично разрушенный маскарон в виде горгоны Медузы на фасаде здания начала XX века. Фотография из личного архива Евдокии Павловой

      Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас.
      В архитектуре маскарон – это выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица или животного анфас, с серьезным или карикатурным выражением, иногда окруженного листвой и нередко выступающий на средине фигурной картуши. Маскароны, в отличие от устрашающих гаргулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Обыкновенно маскарон размещается как украшение на видном месте: на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века. Маскароны были особенно в моде в XVII и ХVIII столетиях, и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий.

      Распространённые виды маскаронов:

      — Купидоны
      — Фантастические маски-гротески периода барокко
      — Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан
      — Копии греческих масок в архитектуре классицизма
      — Львиная голова, также типичная черта классицизма
      — Женская головка в архитектуре модерна

      Слово «маскарон» пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska – «дух, призрак») – напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.
      Маскароны, которые часто связывают с архитектурой Ар Нуво, появились на заре времен и являются ровесниками мифа о Медузе. Сцена поединка героя с чудовищем, голова горгоны Медузы (взгляд которой все превращал в камень) были подобны зеркалу, глядя в которое, «ужасное» отступало от святого места, увидев само себя.
      Лицо Горгоны (или маска) использовалось для защиты города или здания и располагалось на видном месте стенного прохода или дома. Изображения двуликого Януса служат той же цели защиты и оберега. Маскароны, или, скорее, их праотцов, можно встретить на стенах первых христианских построек и монастырей, они сохранялись и в ранней готике.

      Ниже представлены варианты маскаронов:

      Достаточно рано маскароны стали декоративной деталью архитектуры – так выглядели акротерии, ставившиеся по углам зданий. На греческом Востоке уже в III веке до н.э. на замковых камнях, «державших» арку, — стали помещать лики, и даже целые фигуры. В Риме замковые камни триумфальных арок украшались фигурами богини Виктории и ликами богов, а также и портретами императоров.
      Римская история маскаронов, видимо, объясняет такие значения слова «маска», как «призрак» или «дух» — в домах родовитых римских граждан хранились десятки портретов предков в виде погребальных масок или в виде бюстов. Маскароны – театральные маски в позднем Риме – украшали саркофаги: темы театра и смерти сопутствовали друг другу. Это связано и с плодородием, о котором «заботился» бог Дионис (театральные представления в Афинах — часть религиозных церемоний в честь Диониса; они были сродни жреческому действу) и боги земли, и возможно, по ассоциации – с тем, как человек, оказавшийся в кругу жизни и изменчивых состояний, то есть надевая постоянно маску, только в смерти обретает истинное свое лицо.
      В Средние века маскароны можно было встретить на некоторых постройках, иногда просто вставленными в стены домов, по сторонам порталов соборов и в капителях колонн. Чаще всего они изображали аллегории христианских добродетелей и смертных грехов.
      В эпоху Возрождения история маскаронов пополнилась еще одним сюжетом – маскаронами-гротесками. Художников и скульпторов XVI столетия восхитили чудесные росписи, обнаруженные в гротах под строящейся виллой Фарнезиной, — из тонких колонок прорастали побеги растений, в бутонах которых прятались лица, фигурки превращались в растения, растения – в архитектуру, архитектура – в цветы. В эпоху барокко без маскаронов не обходилась декорация почти ни одного дома. Львиные маски, лики Медузы, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, гротески (например, виноградные листы, в которых проступали человеческие черты), аллегории разных эмоций и характеров – смеющиеся, гримасничающие, страдающие – в замковых камнях над порталами, окнами, по карнизам вместе со статуями атлантов, кариатид, рельефами, изгибающейся линией фасада, каменными гирляндами фруктов и цветов составляли эмоциональный живой и эффектный «портрет» дома.
      «Репертуар» маскаронов, утвердившийся в классицизме XVIII века, стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами – неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (например, с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь. Они должны были рождать чувство загадки, превращаясь в хтонических и злобных существ, живущих параллельно реальности, в загадочном мире снов.
      Советская эпоха не любила маскаронов: они встречаются обычно на зданиях театров и кинотеатров, концертных залов, в санаториях, домах работников искусств – здесь театральные маски были как бы «в своем праве». На короткий период маскароны появились в советской архитектуре послевоенного десятилетия, так как этого требовал классический «наряд» зданий, должный создавать образ «советской античности», прекрасной и незыблемо-вечной.
      В наше время с началом массового строительства и увлечением многостильем, маскароны – львы, загадочно улыбающиеся девы откуда-то из эпохи модерна, мужские маски – опять стали смотреть на нас с фасадов домов. И желание вернуться к архитектуре больших исторических стилей, привело к воспоминанию и о ее охранителях-стражах.

      Читать еще:  Сократите полив комнатных растений зимой
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector